11 y jp marathon 1 master675
Страхи, зависшие над африканскими марафонами
16.02.2016

Дакар, Сенегал. Самба Фэй готовится к своему первому в этом году марафону, бегая по такой живописной дороге, пролегающей вдоль кромки воды, но уже ставшей такой небезопасной, после недавно совершенных, в дорогих отелях и торговых центрах Буркина-Фасо и Мали, террористических актов.

Но Самбу больше волнует как держать темп и питание на дистании.

«Никаких проблем быть не должно», - сказал Фэй до начала марафона. Он один из лучших в Сенегале бегунов на длинные дистанции, который, как и все мусульмане добавляет «Иншаллах», что значит «если Бог пожелает». «Власти сделают все необходимое».

Первый официальный сенегальский марафон «Marathon Eiffage de l’Autoroute de Dakar» был проведен пару дней назад - 14 февраля текущего года, спустя всего месяц после террористической атаки на Уагадугу (столица Буркино-Фасо), в результате чего погибло 30 человек, и спустя три месяца после захвата террористами отеля в Бамако (столице Мали), когда погибли, по меньшей мере, 19 человек.

После взрывов на Бостонском марафоне в 2013 году, по всему миру стало небезопасно проводить подобные мероприятия, но здесь эта опасность имеет особый характер.

Несмотря на то, что Сенегал, страна с подавляющим мусульманским населением, обладает политической стабильностью, в столице, вооруженные полицейские, тормозили машины и тщательно их досматривали. Заголовок одной из газет гласил, что страна «боится» подобных нападений. 

Все же, даже со всеми проблемами в Западной Африке, которые в дополнение к безопасности включают, прежде всего, бедность и безработицу, регион кажется, готов присоединиться к глобальному увлечению бегом. Марафоны появляются везде, поскольку организаторы мечтают о международном признании и привлечения все большего числа людей к бегу на длинные дистанции.

Марафон «The Lagos City Marathon», проводившийся 06.02.2016 в Лагосе (столица Нигерии) и собравший более 20 тысяч участников, был первым за последние 30 лет, и прошел без каких либо проблем с обеспечением безопасности. Прошлой осенью состоялся марафон в Кот-д’Ивуаре, а так же еще южнее - в Габоне, где в ноябре прошел уже третий по счету ежегодный марафон. 

Карта части западной Африки 

«Африка не отстает от мира, она в тренде», говорит Себастьен Боттари, исполнительный директор швейцарской компании «Эверест Медиа», организующей марафон в Габоне. «Такие мероприятия появляются каждый день. Они не требуют особых затрат и какой-то специальной инфраструктуры».

Также есть марафоны и более меньшего масштаба. Например, забег в Сьерра-Леоне проводится уже пятый год и собирает средства для благотворительной организации «British Charity Street Child». Либерийский полумарафон прошел проверку на прочность в разгар эпидемией лихорадки Эбола. В Гане, «The Accra International Marathon», ежегодно привлекает несколько сотен бегунов. 

Но безопасность была, есть и будет головной болью властей. Так, по заявлению официального представителя марафона «The Lagos City Marathon», полицейские в штатском работали в толпе зрителей, чтобы максимально обезопасить старт и финиш. Ведь в стране действует террористическая группировка «Боко Харам», да и в самом Лагосе есть проблемы с тяжкими преступлениями.

«Для забега в Габоне мы специально привезли из Парижа минно-розыскных собак», - говорит Себастьен Боттари. «Как со стороны правительства, так и со стороны организаторов было сделано все возможное ради обеспечения безопасности». 

С маршрутами пробегов тоже возникают различные проблемы. Так в Лагосе, нигерийцы жаловались на перекрытие улиц. В Сенегале, участники и зрители к месту старта доставлялись челночными автобусами на расстояние приблизительно в 30 километров.

Бегуны любят приморскую дорогу в Дакаре, и называют её «Горным Карнизом». По словам Себастьена Боттари, в будущем, он надеется организовать здесь свой марафон. Но в этом году, забег прошел по полотну платной дороги, еще не открытой для движения транспортных средств. Мероприятие было организовано компанией «Eiffage Senegal», французской строительной компанией, которая построила шоссе на основе государственно-частного партнерства.

Эта дорога, связывает Дакар с новым деловым центром и считается жизненно важной для экономического развития Сенегала. Так же, она обеспечивает доступ к новому международному аэропорту, который все еще находится в процессе строительства.

В мероприятии «Marathon Eiffage de l’Autoroute de Dakar» приняло участие около 10 тысяч человек. Сюда вошли благотворительный забег, забег на 10км и марафонская дистанция. Последние 500 человек зарегистрировались почти менее чем за неделю до старта.

Много сенегальцев, особенно женщины, предпочитают более короткие забеги, по крайней мере, на данный момент. 

«Пока что я не готова сделать это; возможно через два-три года – попробую», - сказала Аиша Дабо, одна из 1535 участников забега на 10км.

«Marathon Eiffage de l’Autoroute de Dakar» является первой в Сенегале официальной дистанцией, удостоверенной международными организациями. Контингент кенийцев и эфиопов, как намечали, присутствовал, хотя марафон не привлек элитных бегунов, так как победители в женском и мужском разряде получили приблизительно по 7,600$.

Бывалые бегуны не найдут здесь прелестей Парижского или Лондонского марафонов. Дорога прорезает сухую безжизненную саванну – следствие вырубки лесов французскими колониальными властями для ограничения охоты.

«Это довольно-таки уныло», - говорит Даниэлла Падилла, бегунья из США, выступающая за клуб «The Caïmans». «Необычно для марафона бежать по такой широкой дороге. Кажется, что горизонт стоит на месте, нет ощущения движения вперед. Смешанные чувства».

Вдоль трассы, организаторы расставили различных музыкантов. Курсировали специальные фургоны для перемещения болельщиков из одной точки в другую.

«Да, это испытание», - сказал Мишель Терон, 58-летний француз, председатель клуба «The Caïmans». За его плечами 22 марафона и здесь он отвечает за работу пунктов питания. «Мы все марафонцы. Вот, живете Вы в Сенегале и кто-то спросит Вас, - «А ты пробежал марафон в Дакаре?». И что, вы ответите, нет? Нет, это невозможно! Мы обязаны бежать!»

С точки зрения безопасности у нетрадиционного маршрута есть преимущества. После того, как открытый доступ ограничат, пропускать в стартовый городок зрителей и участников должны через специальные пункты досмотра.

Жерар Сена, исполнительный директор «Eiffage Senegal», отметил положительный опыт сотрудничества с силами безопасности Сенегала. На прошедшей пресс-конференции он оценил усилия властей по обеспечению безопасности марафона «Marathon Eiffage de l’Autoroute de Dakar».

Источник: The New York Times

Владимир Латушкин