Информационный ресурс Runnersclub продолжает публикацию философских принципов подготовки бегунов на выносливость знаменитого итальянского тренера Ренато Канова. Информация скомпилирована на основе ответов Ренато Кановы на вопросы читателей на форуме Letsrun.com.
Ранее были опубликованы:
Часть I: «Ренато Канова о специальной выносливости и спринте в гору».
Часть II: «Ренато Канова о беге в гору и качественной подготовке легкоатлетов».
Часть III: «Ренато Канова о специфичной, специальной и общей выносливости».
Часть IV: «Ренато Канова о периодизации».
Часть V: «Ренато Канова о специфичной выносливости и адаптации к нагрузке».
Следует заметить, что скорость – это поддержка выносливости, а выносливость – это поддержка скоростной выносливости, или того, что относится к специфичной выносливости.
Давайте взглянем на два вида наших «двигателей»:
- Механический (тренировки повышают силу и экономичность бега);
- Метаболический (реальный источник энергии для каждого вида выносливости).
Относительно дискуссии на форуме по поводу эффективности гемотрансфузии (переливания крови). Реально, я не верю в это, в ее эффективность. У нас в Италии были атлеты до (до 1985 года) и после (после 1985 года) внедрения гемотрансфузии, и все они хорошо прогрессировали. Сальваторе Антибо применял гемотрансфузию с 1982 по 1984 годы, имея при этом 27:40 на 10000м. После, не используя больше эту схему, в 1989 году он пробежал уже 27:16, а в 1990 был практически непобедимым, и при этом без использования переливания крови.
В моей группе были атлеты, кто за два месяца улучшил свою «десятку» с 28:19 до 26:30, кто установил мировой рекорд на стипльчезе, или выигрывал медали мирового чемпионата. Они выступали на дистанциях от 3000м до марафона, не используя вообще ничего (даже биодобавки и спортивное питание), только кенийскую пищу. Разве я могу быть уверен, что с применением гемотрансфузии они побежали бы еще быстрее? Мое мнение – кровяной допинг может помочь только слабым атлетам, а для сильных он бесполезен.
Вот пример: 99% людей могут повысить свою силу с помощью электростимуляции. Но кто - нибудь может поверить, что Риз Хоффа, Кристиан Кантвелл или Виргилиюс Алекна могут с помощью этой методики повышать свою силу?
Аналогично, для аэробной мощности, для талантливых атлетов возможно увеличить на 20-25% общий объем крови только за счет хороших тренировок за 3-4 месяца. Для таких атлетов кровяной допинг не будет работать. Однако для не очень талантливых атлетов, неспособных значительно прогрессировать, кровяной допинг будет давать преимущество.
Когда вы можете бежать быстро на соревнованиях 200м или 400м в юном возрасте, значит, вы имеете физиологию спринтера. Билли Кончеллах (45.1 в 18 лет), Марчелло Фиасконаро (45.49 в 22 года), Альберто Хуанторена (44.26 в 25 лет), или позже Уилфред Бунгей были атлетами с большим процентом быстрых мышечных волокон. Их мышцы не обладали мощными митохондриями. По этой причине, философия их тренировок аналогичны описанным мной выше – повышать число скоростных интервалов, увеличивая специфичный объем и уменьшая интервалы отдыха. Но эта скорость должна быть гораздо выше соревновательной скорости, количество повторений – не столь высоко, а отдых – большим. Например, если вы прогрессируете от тренировки 3х300м через 8 минут отдыха по 34 секунды до тренировки 6х300м по 36 секунд с 6 минутами отдыха, то это правильный путь. Например, если вы имеете на 800м результат 1:42 (12.75 каждый 100м), то интервал 300м должны бегать по 36 секунд (12 секунд каждый 100м), то есть, на 5,88% быстрее соревновательной скорости.
Наоборот, для выносливых «восемьсотчиков», имеющих мощную ферментативную систему, необходимо использовать соревновательную скорость, или чуть тише. Например, Стив Крэм выполнял 10х300м по 39 секунд через 30 секунд отдыха, а это скорость на 1:44.
Лично я скрупулезно пытаюсь использовать разные типы тренировок с африканскими атлетами, если достаточно времени. Например, три недели тренировок на уровне моря с очень тяжелыми нагрузками лактатной направленности, перед которыми были три недели горных тренировок, направленных на аэробную и лактатную мощность (высокая скорость с большим отдыхом). И сразу после этого следовали соревнования. Я использовал эту систему, работая в итальянской федерации, и всегда получал высокие результаты.
Если наиболее важное качество для «восемьсотчика» - это скорость, то почему 90% всех, кто входит в топ-50 результатов за всю историю также быстро бежали и 1500м и только 10% - 400м? И, если мы взглянем на Альберто Хуанторену, Марчелло Фиасконаро, Пола Эренга, Билли Кончеллаха и других, которые были специалистами на 400/800м, почему их нет в топовых позициях на 800м? Но мы там найдем специалистов на 800/1500м – Себастьяна Коэ, Жоакима Кружа, Стива Крэма, или чистых специалистов на 800м – Уилсона Кипкетера, Сэмми Косгея, Уилфреда Бунгея, Мбулаени Мулаудзи, Юрия Борзаковского.
Идеальный специалист на 800м должен иметь морфологию 400-метровика (как Хуанторена) с его биомеханическими характеристиками, и органическими способностями, как у топового специалиста на 1500м (Эль-Герруж). Когда мы найдем такого атлета, мы увидим 1:39 на 800м.