Уже более полутора лет я осваиваю шоссейный велосипед и у меня накопился некоторый багаж опыта, знаний и наблюдений за это время, которым хочется поделиться. Да, да, да, как всегда во благо других и предостережение от неприятностей на дорогах.
Так сложилось, что методом проб и ошибок были выявлены несколько любимых маршрутов для тренировок на шоссе, но все они проходят через Адыгею. Вообще, почему я выбрал именно эти дороги? Просто потому, что там неплохое асфальтовое покрытие (местами прям отличное, но местами, конечно, ахтунг), не особо активное дорожное движение (если не считать времени, когда все едут с работы домой), частое расположение населенных пунктов, в которых всегда можно сделать пит - стоп и пополнить запасы для продолжения тренировки, что особо актуально при заездах на дальность свыше 100 километров особенно в жаркий летний сезон.
Бытует устойчивое мнение у жителей Кубани владеющих автомобильным транспортом, что водители из этой республики отличаются довольно экспрессивной манерой вождения. Отчасти это соответствует истине, но при этом я бы не сказал, что все прям так категорично. Потому как я видел много дорожных ситуаций, которые остались в моей памяти и помогли выделить несколько типов автомобилей и их водителей, которые кардинально отличаются между собой.
1. «Тазики» - это в основном водители довольно «уставших» автомобилей ВАЗ первой, пятой, шестой, седьмой и девятой моделей. Отличаются самой экспрессивной манерой вождения, некоторые страдают особо запущенной формой комплекса неполноценности и поэтому стараются продемонстрировать всем и каждому на дороге, что его «изрядно потрепанная годами ласточка» еще о-го-го и может всем показать. Если вы видите вдалеке как кто-то на крутом повороте при наличии двойной сплошной и знака «Обгон запрещен» вылетает на встречку - можете не сомневаться это будет водитель из этой категории. Также бывают случаи щенячьего восторга при виде движущегося в попутном направлении велосипедиста, что выражается в движении рядом с ним, снимании его на камеру телефона, выкрикивании непонятных фраз, размахивание руками. Водители данных транспортных средств - преимущественно молодежь.
2. Дорогие машины иностранного производства (Лексус, БМВ, Мерседес и так далее) - по наблюдениям складывается ощущение, что их водители самые спокойные люди в мире. Обычно движутся без превышения скорости в рамках дозволенного, при встрече моргают и здороваются, если встречная полоса занята, а ты не можешь ехать по обочине, то пропускают и объезжают потом с запасом. Никогда не подрезают. Водители - преимущественно мужчины в возрасте старше 30-40 лет, видимо, поэтому такие спокойные. Жизненный опыт сказывается.
3. «Мамочки за рулем» - не хочу никого обидеть, но это треш. Раза 3 чуть не попадал в аварию из-за этих женщин. Основные признаки - ВАЗ-2107 или «Ока» (реже Daewoo Matiz канареечных цветов), цветастый халат, в машине присутствуют все возможные родственники, куча ребятни и самое главное - абсолютное пренебрежение правилами дорожного движения. Хаотичные перестроения, непонятный скоростной режим «тапка в пол - резкий тормоз», отсутствие включаемых поворотников. Выскочить на главную дорогу со второстепенной из-за кустов? Легко! Ехать, не смотря по сторонам, вцепившись в руль и прижимая тебя куда-нибудь в стоящий столб? Да не вопрос! Рекомендации - по возможности сразу же оттормаживаться (что, кстати не всегда можно сделать если поймал ветер в спину и валишь на лежаках 50 км/ч) и пропускать от греха подальше. Целее будете.
4. «Молодые дамочки» - женщины-водители в возрасте от 18 до 30 лет. Автомобили - преимущественно кредитные иномарки среднего ценового диапазона (Ситроен, Тойота, Пежо, Рено, ну чтобы все было не хуже чем у подружек). Как и с водителями из предыдущей категории с ними связаны не самые приятные воспоминания. Их также отличает, как я бы сказал «не очень внимательное отношение к другим участникам дорожного движения». Вопиющий случай был, когда меня догнала «белая машинка с четырьмя подружками на борту» и стала просто напросто прижимать к обочине. Смотрю в машину, а водятельница (по другому назвать ее не могу) даже не смотрит в мою сторону «Только вперед! Только хардкор!», благо как раз проезжали кусок асфальта, резко ударил по тормозам, проскользил юзом по дороге и умудрился не упасть. Слез с вела, подхожу к машине и вижу перепуганную барышню совсем молодого возраста, которая перепуганная и белая как мел не может и слова выговорить. Зато на меня накинулась ее попутчица, которую как оказалось и нужно было высадить именно в этом месте чуть меня не угробив. «Молодой человек для велосипедистов есть специальные дорожки, чего это вы здесь ездите?», - и ведь же не объяснишь этому человеку, что в ПДД есть пункт о том, что велосипедисты приравниваются к участникам дорожного движения и имеют полное право передвигаться по дорогам общего пользования. Хорошо если эти барышни вообще правила в глаза видели.
5. «Тонированные заниженные приоры» - ну это уже притча во языцех. Тут мое мнение не ушло далеко от высказываний других водителей. «Безбашенность и риск» - наш девиз. Носятся по дороге как сумасшедшие, складывается ощущение, что каждый второй это внебрачный брат Шумахера. Причем зачастую лихачество и обгоны как говориться «на тоненькой» демонстрируется водителям каких-нибудь БМВ Х5 или Мерседес ML350, которые спокойно едут в основном потоке. Что они хотят этим показать? Что приора не хуже БМВ? Для меня это загадка. Водителей рассмотреть не удается из-за круговой тонировки. Но если вы услышали сзади рев обрез обрезанного глушителя, громкую музыку, то можете быть уверены - вас догоняет такой лихач, лучше прижаться поближе к обочине и пусть себе едет дальше с миром.
6. «Шумахеры» или, так называемые, «рисковые пацаны». Тут четко выраженная градация автомобилей и водителей отсутствует. Тут все зависит от умственных способностей. Например, дается задача. Имеется пустая двухполосная дорога, вдалеке велосипедист. Где вам нужно проехать? Данные водители ответят примерно так: «Ясень пень прям возле велика, ну чтоб прям рядом, сантиметрах в десяти, чтоб ветром сдуло, я же курсы экстремального вождения закончил в своем селе». Что творится в голове у данных пассажиров я не понимаю. Видимо до них не доходит, что при малейшей оплошности я отправлюсь в больничку, а он в тюрьму. Но, показать же надо, а еще просигналить и с гордым видом удалиться за горизонт: «Смотри бомж на велике, как я умею!». И опять же этим ребятам не объяснишь, что некоторые шоссейные велосипеды сейчас стоят как дорогая иномарка и то, что человек выбирает вел, не значит что его социальный статус ниже. Но это все лирика.
7. «Эвакуаторщики» - это ребята с четко выраженным «комплексом Бога». Повседневная работа накладывает свой отпечаток, так как, по их мнению если они вершат судьбы других водителей «забирать – не забирать» и постоянное присутствие в машине инспектора ГИБДД, то это позволяет им чувствовать свою «некую избранность» на дороге. Это явно проявляется в пробках, когда все стоят, но данные господа зачастую прутся по обочине или обгоняют в местах ремонта дороги (кто ездил в Яблоновском летом тот поймет). И вот ты, дисциплинированно стоишь со всеми или медленно едешь, как появляется некое замызганное существо на дребезжащем японском ведре запчастей (зачем дорогой и новый покупать? Можно и на таком бабло рубить), начинает давить на сигнал с видом «типа пропусти, барин едет!» и при этом очень обижается, когда все его игнорируют и доходчиво объясняют, куда ему двигаться (чаще всего в ярко выраженных матерных сложносочиненных конструкциях). За это обещает все мыслимые и немыслимые кары «Ты чо, попутал! Я те покажу! Я тя запомнил!». Но это вызывает только грустную усмешку и мысли «и эти люди еще призваны выполнять такую важную миссию по транспортировке автомобилей». Рекомендации - игнорировать. При наличии наушников включать погромче музыку, чтобы не слышать их визгов и сигналов.
8. Сотрудники полиции - самые дисциплинированные участники движения. Я знаю, что многие скажут «да ты что они сами нарушают еще как». Я вот лично не видел. Полицейские машины пропускают меня всегда, не носятся рядом как умалишенные, обгоняют с запасом, приветствуют на дороге и вообще само дружелюбие. Когда я проезжаю сотрудников полиции, в этот момент рядом со мной все едут как заправские отличники Школы Вождения - соблюдаю скоростной режим, работают поворотники и так далее. Остается их только поблагодарить. Рекомендации – радоваться, когда видишь полицейскую машину на дороге.
Но этими пунктами, конечно, не исчерпываются все участники дорожного движения. В основной своей массе водители (я в это верю и надеюсь) всегда ездят, стараясь соблюдать ПДД, уважают других на дороге и помогают, потому как ситуации бывают разные.
Но, несмотря на все вышеперечисленное мне нравится ездить по Адыгее, потому как там живут удивительно отзывчивые люди. Которые всегда дадут тебе попить воды и умыться, подскажут дорогу, позовут к себе за стол, если ты присел отдохнуть на лавочке пару минут, предложат помощь, если у тебя технические проблемы (прокол или цепь барахлит). Спасибо Вам. Это очень приятно и я это очень ценю.
По своему опыту поездок в Барселону и Минск могу сказать, что отношение людей к велосипедной культуре там совершенно иное - наличие качественных велодорожек, уважительное отношение водителей, парковочные места. Велосипед там массовое средство передвижения и не считаться с ним там не могут. Я понимаю, что это связано с более долгой культурой взаимодействия водителей и велосипедистов на дороге, но я очень хочу, чтобы и в нашей стране дорога была местом мирного и спокойного сосуществования машины и велосипеда.
Что хочу посоветовать велосипедистам... фонари! Когда недавно я приехал на Ironman Barcelona, меня познакомили со многими интересными людьми, которые в процессе общения рассказали мне много полезного. Так Леонид Итальянцев мне доступно объяснил, почему возникают неприятные ситуации на дороге: «Они же тебя не видят! Даже днем! Они привыкли видеть машину. Повесь 2 фонарика на вел (спереди и сзади) чтобы они моргали, привлекали внимание и тогда они будут расценивать тебя как транспортное средство!». Спасибо ему огромное, в следующем велосезоне укомплектую свой байк такими штуками.
Дорога - это место повышенной опасности и велосипедистам и водителям никогда нельзя об этом забывать. Но владельцам машин, я думаю, стоит быть чуточку более снисходительными, потому как велосипедиста не защищает тонна железа как вокруг водителя.
Всем, кто узнал себя в вышеперечисленных типах водителей... Без обид, дамы и господа - это объективная действительность :-)
ПыСы:
Совсем недавно со мной произошел один случай, который несказанно меня удивил. Это было в сентябре, когда по вечерам темнеет раньше, а после работы нужно катать велотренировку часа два-два с половиной. В один из таких дней я задержался на работе и когда возвращался домой, меня внезапно настигла темнота. Она так резко опустилась, что последние километров восемь до Яблоновского (где уже есть фонари) я доезжал в кромешной тьме. И вот трассу почти не видно, максимум я различаю белые полосы ограничивающие дорогу, еду и думаю «только бы не яма, только бы не яма!», меня догоняет автомобиль и едет сзади. Трасса пустая, и он меня может спокойно обогнать, но он увидел, что у меня нет фонарей, ехал сзади километров пять и подсвечивал мне фарами дорогу! Только когда мы подъехали к фонарям он обогнал меня, поморгал задними сигналами и уехал. Если вы знаете водителя ВАЗ-21099 цвета «мокрый асфальт» с номером В920МУ (кажется так) 123 регион, передайте ему огромное спасибо! Вот этот случай и заставляет меня думать, что движение на дороге строится на основе уважения, помощи и взаимопонимания.
Всем добра и удачи на дорогах.