Котаны, в свете последних событий связанных с блеклым выступлением «одиннадцати российских миллионеров» на чемпионате Европы по футболу во Франции, меня заинтересовало отношение ко всему происходящему со стороны болельщиков, экспертов, да и самих игроков сборной. И если внимательно почитать строки того, что было в сердцах выплеснуто на страницы соцсетей и вообще просторов Интернета, то часто было можно увидеть слово «патриотизм». Причем патриотизм именно к привязке к спорту в частности. Но для начала давайте определимся со значением слова «патриотизм».
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа (Педивикия).
Другими словами принцип жертвования своих интересов во благо отечества. В настоящий момент (я сейчас касаюсь нашей многострадальной сборной) патриотизм как термин отсутствует полностью. Можно много говорить о том, что главный тренер выбрал неправильную игровую схему, что он не ставил наиболее подходящих игроков на нужные позиции, но по факту, что вы могли ожидать от людей, которые в принципе не понимали, зачем они едут на этот турнир? Как уже было обсосано десятки раз, на Евро поехали успешные люди, которые были независимы от результата. Вот полностью независимы, от слова «совсем». Но при этом все равно есть вероятность получения травмы, а значит вероятность не играть в клубах и получать зарплату. Какой можно было ждать результат? Вот вы будете работать или тренироваться, если точно будете знать, что вам за это и так будут платить или у вас будут независимо от нагрузки расти спортивные результаты? Ой, только давайте не лукавить J Человек ленивое животное и это знает каждый. Его нужно или мотивировать или наказывать для прогресса, и другого пути нет как не прискорбно. Принцип компенсации так сказать J
При таких раскладах у спортсмена остается только одно, что может вытащить его из такого болота – это гордость. Гордость за себя, за свою семью, за страну, наконец, пусть ей сейчас и не особо есть чем похвастаться. Можно быть гордым независимо от того сколько ты зарабатываешь и насколько знаменито твое имя. Мы увидели проявление гордости в исполнении нашей сборной на футбольном поле? Лично я ни разу. А это молчаливое прибытие на родину? Все было настолько сумрачно, что даже пресс-конференции не было. Никто не вышел к болельщикам и журналистам и не сказал: «Да мы обосрались! Да мы лучше не умеем! Но мы костьми ляжем и больше не опозоримся!». Но при всем этом один из игроков успел промямлить: «А за что нам должно быть стыдно?», ибо ЭТИ люди действительно не понимают всей абсурдности и трагизма ситуации.
На фоне игры российской команды сборная Исландии (страны, которая имеет населения, меньше чем живет в Новороссийске) показывает просто феерическую игру по самоотдаче и стремлению к победе. Небось, каждый из тех, кто смотрел игры исландцев, ненавязчиво прокручивал в голове один и тот же вопрос: «Почему мы не можем также?». Можем, но не с этими людьми и не в современных условиях.
Потому что сейчас у нас в стране культивируется среди населения так называемый «квасной», или же «лакейский» патриотизм», в основу которого ложится БЕЗУСЛОВНОЕ восхваление всего, что своё, «наше российское». Но мы же не слепые, мы же видим, что не все у нас так благостно, как нам говорят. Что же касается ура-патриотов, то они только говорят, и на словах проявляют свой патриотизм, а на самом деле очень часто бывают, агрессивны и хамоваты, стремясь облить грязью практически любого оппонента, не согласного с ними: «Обамка-чмо, дадим пососать, крымнаш, не смешите мои искандеры». Это являются следствием их догматизма, в первую очередь. Догматики, как известно, не привыкли вообще никогда ни о чем задумываться. Им это не нужно по определению. Они слепо верят в то, что им когда-то сказали "авторитеты". Вот этой слепой верой и догматизмом взглядов «ура-патриоты» и отличаются от патриотов истинных.
Патриоты истинные совсем другие и предпочитают не словом, а делом показывать свою самоотверженность перед собой или отечеством. И в спорте как это не парадоксально, но лучше всего получается продемонстрировать.
Для примера я расскажу вам пару историй, которые в контексте последних спортивных событий и подбили меня на написание этого материала.
Во-первых, мне очень нравится Япония как страна с четкими моральными ориентирами и устоявшимися традициями, которые довлеют над людьми не хуже общепринятых правил и законов. Поэтому «страна восходящего солнца» и славится своими былинными воинами-самураями, дух которых, по-видимому, живет теперь в любом японце мужского рода. Многие знают лучшего бегуна-любителя в мире Юки Каваучи, который успешно конкурирует с профессионала за счет своей неимоверной силы духа и терпения, но сегодня я расскажу о менее известном спортсмене, который, однако, оставил по моему мнению свой след в беговой истории. Причем оставил не победой, а поражением. Его имя Кокичи Цубурая.
Кокичи Цубурая родился 13 мая 1940 года. Он был превосходным спортсменом, классным стайером. Долго и терпеливо он готовился к главному старту в свой жизни, к Олимпиаде в своей родной Японии. Цубурая поклялся приложить все силы, чтобы прославить свою родину и хорошо выступить в Токио.
Он хорошо пробежал десятку, заняв шестое место. И вот наступило 21 октября 1964 года. Самый изматывающий забег на олимпиаде – марафон. На старт вышли 79 человек из 41 страны. Вот как описывал эти соревнования бывший старший тренер сборной СССР по легкой атлетике, Г. В. Коробков, который в своей книге «Записки легкоатлета» писал: «Пока прыгуны состязались на начальных высотах, на беговой дорожке стадиона был разыгран один из самых великих спектаклей Олимпиады во время финиша марафонского бега.
Несравненный Абеба Бикила, сержант дворцовой императорской гвардии из Адис-Абебы, одетый в коричневые трусы и черную майку, вбежал на стадион, как свежий мустанг, будто не оставил он позади 42 километра пути.
Лишь через четыре с лишним минуты на стадионе появился второй бегун. Стадион взорвался – это был японец, кумир страны Кокичи Цубурая. Я увидел, как встал император Японии Хирохито, который присутствовал в тот день на стадионе. Но вдруг гул оборвался. Сразу вслед за японцем, наращивая скорость, ворвался на стадион Бразиль Хитлей. Расстояние между японцем и англичанином неумолимо сокращалось. На стадионе стояла мертвая тишина. И когда Цубурая поравнялся с императорской ложей, Хитлей настиг его, и через 50 метров финишировал вторым. Ни одного возгласа, ни одного аплодисмента.
Как в замедленном фильме, в полной тишине, с нескрываемым отчаянием финишировал Цубурая. Император стоя наблюдал за этой трагедией. Иначе не назовешь происшедшего для японца, воспитанного в самурайском духе. Быть побитым на глазах самого императора – прямого потомка Богини Солнца Аматзрасу, этого простить себе нельзя».
«Я опозорил мою страну публично и я получу её прощение, только если я выиграю марафон в Мексике в 1968 году», - рассказал Цубурая своему приятелю. Изолировавшись от всего мира, он подчинил всю свою жизнь достижению этой цели. Он забыл про подруг, друзей и родственников. Такая нечеловеческая нагрузка привела к закономерному итогу – перетренированности. Одна за другой он получил две тяжёлые травмы. Но Цубурая не пал духом, с тем же рвением он лечился, и в 1967 году он вернулся к своим сумасшедшим тренировкам. Через два месяца он почувствовал, что его ноги отказываются бегать. Они отказывались подчиняться его голове. Он не смог тренироваться и также он не мог никому признаться в своей слабости. Однажды ночью 9 января 1968 года, не вынеся ещё одного позора, он перерезал себе сонную артерию. В руке он сжимал бронзовую медаль, завоёванную в Токио. В предсмертной записке он написал" Дорогие мама и папа, я так устал, что не могу больше бегать".
Да, это трагедия, но в чём мораль спросите Вы? Поясню - может, кто из наших суперзвёзд из большинства видов спорта скажет, а для чего они носят на своей форме герб своей страны? Пока суперзвезды думают, я расскажу еще одну историю про намного более именитого спортсмена, который вошел в историю своим противостоянием с не менее легендарным Роджером Баннистером. Да, я говорю о великом австралийском стайере Джоне Лэнди.
Роджер Баннистер первым в мире выбежал милю из 4-х минут, хотя Лэнди был намного раньше очень близок к этому. Два гиганта бега на милю встретились 7 августа 1954 года в финальном забеге на Играх Британского Содружества в Ванкувере. Для Джона это был забег всей жизни. Представьте себе, как на стадионе на тебя смотрит 80 тысяч зрителей и еще 100 миллионов человек слушает по радио и вы все поймете.
Но за день до старта Лэнди порезал себе стопу. Потерял много крови. И попросил никому об этом не говорить. Пресса, конечно, разнюхала. Корреспонденты уже тогда были ушлыми ребятами в поисках сенсации. Перед стартом у Лэнди спросили о травме. Джон рассердился и сказал, что это все это россказни и топнул ногой для убедительности.
Финиш "мили столетия": Р. Баннистер (№ 329) обыгрывает Дж. Лэнди (№ 300).
Лэнди все таки проиграл Баннистеру. О том драматическом по накалу фантастическом забеге, который получил название «Миля столетия» вы можете прочитать здесь
После финиша за Лэнди тянулись кровавые следы – его рана открылась. Репортеры снова набросились с вопросами о травме. Уставший Джон ответил так: "Если я выхожу на старт, то мне не нужны оправдания для проигрыша. Я полностью здоров". Эта история выплыла только через врача после окончания Игр…
Спортсменов того времени я всегда называл «люди из стали» за их невероятную самоотверженность, умение терпеть невообразимые страдания и волю к победе. К победе над рекордами, дистанцией, временем, над собой, наконец. Им не мешали травмы, гаревые дорожки, грязь, ужасная погода, чтобы раз за разом демонстрировать все на что они способны. И наверно, легкая атлетика, всегда этим выгодно отличалась от футбола, да простят меня любителя ногомяча.
И теперь я повторю свой вопрос для профессионалов: кто скажет, для чего теперь они носят на своей форме герб своей страны? Раз уж они забыли про гордость и патриотизм.
Я понимаю, что вопрос риторический, но всё же... И вообще, остались ли в нашей стране ещё такие понятия как честь и гордость спортсмена? Или все же застилающий глаза золотой телец победил? Очень надеюсь, что это не так. Хотя бы не у всех и не навсегда.
Вот так вот котаны. Я не призываю никого вскрываться из-за спортивных неудач (тем более умалишенных любителей), но помните, что иногда достойное поражение значит намного больше чем победа.
Всем бобра и увидимся на дорожке.
-
Го в Telegram или "всё могут закрыть нахрен"
-
Гороховый суп, как допинг
-
Сила воли + цель = результат, а иначе никак (часть четвертая)