140804223813 1974mennea
Победа Валерия Борзова на чемпионате Европы'1974
18.01.2016

Книга Валерия Борзова и статья о его спортивном пути
Система подготовки спринтеров от Валерия Борзова
О психологической подготовке к главному старту от Валерия Борзова
Великий советский спринт в олимпийском Мюнхене
Первый отечественный чемпион Европы на стометровке

Отрывок из книги Валерия Борзова «Десять секунд - целая жизнь»:

... Но при этом я чувствовал, что на стометровку меня еще не хватает, а для восстановления доброго имени в спринте летом на чемпионате Европы в Риме нужно было победить именно в беге на 100 м. По приезде в Вечный, как его называют, город мы узнали, что против ожидания участников в беге на 100 м на этот раз будет совсем немного - всего 28 человек. Поэтому организаторы соревнований решили провести всего три круга - забеги, полуфиналы и финал. Мне это было на руку - все-таки бежать три раза за два дня проще, чем четыре. Большинство из тех, кому предстояло стать моими конкурентами, я знал хорошо и понимал, что самым опасным соперником будет старый знакомый Пьетро Меннеа. Во-первых, он и в самом деле был очень силен, а во-вторых, выступал дома перед тысячами своих темпераментных соотечественников. Фактор родных стен - это в спорте немало. Стоило Пьетро только появиться на дорожке стадиона, как поднимался такой немыслимый рев, что, казалось, воздух над трибунами вот-вотвзорвется!

Правда такая реакция публики не всегда благотворно действует на легковозбудимых итальянских атлетов. На этом же первенстве Европы в финал бега на 800м вышел второй любимец итальянских болельщиков - Марчелло Фьясконаро. Он имел в этом сезоне лучшее время среди всех участников и не без основания рассчитывал на победу. Так вот, в финале сразу после выстрела неистовый крик зрителей буквально погнал Марчелло вперед. Первый круг под эти вопли он промчался как в беге на 400 м, а в конце дистанции еле передвигал ноги и занял только седьмое место... Свист, которым его проводили, был столь же оглушительным, как за две минуты до этого приветственные клики. Но Меннеа такого казуса можно было не опасаться -100м ведь не 800м: тут быстрый старт только на пользу!

И все-таки Пьетро нервничал. Я заметил это еще во время одной из последних тренировок, когда мы обменялись с ним несколькими фразами. Меннеа сказал, что рассчитывает успешно выступить в беге на 100м и 200м, что форма у него, судя по предварительным соревнованиям, очень хорошая, и тут же искоса взглянул на меня, проверяя, как я отреагирую на эти слова. Мой ответ был примерно таким же. До старта мы больше не виделись.

План выступления был следующим. И в забеге, и в полуфинале нужно выигрывать, даже если придется трудно. Но выигрывать в таком стиле, чтобы со стороны казалось, будто я не прикладываю к этому никаких усилий. Меннеа должен был увидеть Борзова «мюнхенского образца». Я рассчитывал, что он дрогнет, тем более что он был все-таки сильнее в беге на 200м. И если у него появятся сомнения в выигрыше стометровки, то он все свое внимание сосредоточит на 200-метровой дистанции, Это давало мне лишний шанс выиграть 100м.

В забеге моим соперником был сильный француз Шавело. Со старта мы ушли вместе, а на финише я против своих правил «накатил» и выиграл. Результат - 10.46. Меннеа стартовал во втором забеге. Он видел наш забег и постарался улучшить мое время. Это ему удалось, он лидировал всю дистанцию и пробежал на 0.03 сек. быстрее меня. В раздевалке Пьетро испытующе посмотрел на меня, а я сделал вид, что такой бег для меня - прогулка.

В полуфинале я вновь стартовал раньше Пьетро. Бежал так же, как в забеге, и показал 10.39 - помог сильный попутный ветер. А Меннеа, как ни старался, свой полуфинал проиграл Шавело, который тоже поработал на совесть - я со своим временем в их полуфинале оказался бы только четвертым! Финал состоялся через полтора часа. Уже на недолгой разминке я увидел, как возбужден Пьетро: видимо, неожиданный проигрыш французу его все же расстроил - ведь он считал, что у него здесь только один соперник - Борзов. У меня же в финале была только одна задача: не проиграть ему старт, постараться сразу выйти вперед. И это мне удалось - к сороковому метру я уже никого рядом не видел и продолжал наращивать скорость. Бег этот дался мне очень тяжело. На финише секундомеры зафиксировали 10.27. Это мой лучший результат после Мюнхена. Только здесь, увидев меня, обессиленного, Пьетро понял, в какой «высокой» форме я нахожусь. Теперь он жаждал реванша в беге на 200м, а мне было ясно, что ни о какой двухсотметровке и речи быть не может, пробежать бы эстафету!

Валерий Борзов и Пьетро Меннеа после финала чемпионата Европы'1974

Знакомые журналисты рассказывали мне, что сразу после традиционной пресс-конференции Меннеа спрашивал их, побегу ли я 200м (спрашивать меня, видимо, он считал неудобным). И услышав, что, вероятно, Борзов будет стартовать только в эстафете, был очень расстроен - реванш не состоялся. Ко мне с тем же вопросом обратился тренер Меннеа Карло Виттори. Играть роль нужно было до конца, и я ответил, что с моей стороны было бы невежливо мешать Пьетро стать чемпионом у себя дома. Меннеа конечно, победил на 200м - выиграл у ближайшего соперника почти 2 метра!

На одной из встреч журналисты спросили меня, часто ли в соревнованиях приходится бежать изо всех сил, имея, очевидно, в виду, что во многих забегах я экономлю силы и забочусь только о выигрыше. И были весьма удивлены, когда на такой, казалось бы простой, вопрос последовал пространный ответ. Приведу его здесь почти полностью, так как это, возможно, послужит пониманию сути спринтерского бега (естественно, эти мои рассуждения весьма субъективны).

На мой взгляд, бег изо всех сил вовсе не всегда приводит к лучшему результату. Хотя бы уже потому, что само определение «изо всех сил» подразумевает напряжение, чрезмерное усилие. И напротив, бег с рекордным результатом не всегда сопровождается внутренним ощущением и внешним впечатлением максимума прикладываемых усилий. Изо всех сил я бежал лишь в тех случаях, когда был недостаточно подготовлен! Это были самые тяжелые старты. Причем, как правило, они не приносили рекордных секунд. В любом быстром беге я чувствовал в себе резерв скорости. Был ли на самом деле этот резерв или мне это только казалось, не суть важно. А важно то, что в лучших своих забегах я всегда ощущал возможность еще больше увеличить скорость. Это был самый быстрый бег, а не бег изо всех сил. Если же я чувствовал дефицит в своей подготовленности, если мне приходилось напрягаться, использовать все резервы организма, вот тогда это и был бег изо всех сил - очень тяжелое испытание. Одним из таких забегов был финал в Риме, когда я выжал из себя все без остатка, я пробежал на 0.2 сек. хуже своего личного рекорда.

Победа Валерия Борзова на чемпионате Европы'1974

Евгений Переладов

Валерий Борзов