Valeryborzov33
Первый отечественный чемпион Европы на стометровке
24.06.2015

Чемпионаты Старого Света по легкой атлетике начали проводиться почти за полвека до появления мировых чемпионатов - с 1934 года, отечественные спортсмены на этих соревнованиях появились только в 1946 году и на сегодняшний день участвовали в розыгрыше двадцати чемпионатов Европы.

За все это время только одному отечественному спортсмену, правда три раза подряд в 1969, 1971 и 1974 годах, удавалось становиться лучшим на королевской дистанции, имя его, как не трудно догадаться, - Валерий Борзов! 

Ниже представляем Вашему вниманию личные воспоминания Валерия Борзова о своем первом взрослом чемпионате Европы'1969 в Афинах (Греция), где он стал чемпионом на дистанции 100 метров, а также видео того самого финального забега:

 

«Я не был в то время избалован поездками за границу и, конечно, возможность побывать в одном из старейших городов мира воспринял с радостью, мечтая увидеть памятники древнего мира. Увы, я не знал тогда, что спортсмены в зарубежных поездках практически лишены возможности принимать участие в экскурсиях и в памяти редко остается что-либо, кроме аэропортов, гостиниц, стадионов. На этот раз действительность превзошла все ожидания... в худшем смысле.

Ни до, ни после мне не приходилось жить перед соревнованиями в таких условиях. Нас поселили прямо по соседству с военным аэродромом. Когда тяжелые реактивные бомбардировщики взлетали на форсаже и садились, то весь наш дом дрожал как бумажный. Ни о каком отдыхе не могло быть и речи.

Это было трудное время для греческого народа - к власти приходила военная хунта. Даже на пути следования от гостиницы до стадиона мы видели множество военных, полицейских с оружием. И торжественное открытие чемпионата было каким-то военизированным. Перед тем как очередная делегация вступала на дорожку стадиона, раздавался выстрел из гаубицы, в воздух взлетало картонное ядро, которое взрывалось и выбрасывало на парашюте флаг страны-участницы. Забеги на 100 метров состоялись в первый же день. Против ожидания участников оказалось не так уж много - всего 28 спринтеров вышли оспаривать награды чемпионата. Жребий вывел меня в первый забег. Зная, что ровно через два часа состоятся полуфиналы, я не слишком старался и все же пришел к финишу первым. Результат показал, прямо скажем, посредственный - всего 10.7 сек. И тому были две причины.

Во-первых, в течение всех соревнований на стадионе дул встречный ветер, и хотя я с моим весом чувствовал его меньше других, какие-то доли секунды он все-таки «украл». А во-вторых, я в Афинах потратил все предсоревновательное время на то, чтобы приспособиться к тартану. Это была новая для меня дорожка (в то время у нас в стране еще не было стадионов с синтетическим покрытием), и она вынуждала внести коррективы в технику бега. Вкладываю привычное усилие в отталкивание, а упругий тартан бросает тело вверх, как подкидной мостик гимнаста. У меня все время было такое ощущение, что я в беге теряю связь с дорожкой. А сразу приспособиться к тому, чтобы направлять усилия под более острым углом, я не сумел. Перестраиваться приходилось и в ходе самих состязаний.

Проведя свой забег, я остался посмотреть, как побегут остальные участники, - мне все казалось, что мое время будет самым худшим. Ведь не может же быть, чтобы на чемпионате Европы бежали слабее, чем на первенстве СССР. Оказалось, что может! Лишь француз Алэн Сартье (Alain Sarteur) пробежал на одну десятую быстрее, чем я, да еще трое показали тоже 10.7 сек.

В то время я уже умел довольно неплохо оценивать возможности соперников. Кроме того, многих из них видел на совместных тренировках в Афинах, и мне казалось, что главными конкурентами в финале (а в своем выходе в финал я уже не сомневался) будут французы Алэн Сартье, Жерар Фенуй (Gеrard Fenouil) и швейцарец Филипп Клерк (Philippe Clerc). С Клерком свел меня жребий в полуфинале. Мы с ним одновременно взяли старт и ушли от остальных полуфиналистов. Где-то на шестидесятом метре я практически начал бежать по инерции и не увидел, а скорее почувствовал, что Филипп продолжает бежать всерьез. Бороться я с ним не стал - меня вполне устраивало и второе место, а кроме того, я не собирался раскрывать всех своих козырей до финала. Клерк был в полуфинале первым, я - вторым с одинаковым результатом - 10.5 сек. Чувствовал, что завтра смогу пробежать по крайней мере на 0.3 секунды быстрее.

В день финала ветер дул как сумасшедший - в отдельные моменты его сила достигала 3 метров в секунду! К тому же я плохо среагировал на выстрел стартера и сразу оказался в роли догоняющего. В «клетках» я обошел Клерка и достал лидера - Сартье.

Финишировали мы с ним одновременно, хотя я успел «клюнуть» на ленточку, и мне показалось, что я все же был первым. Вижу, французские болельщики выбежали на дорожку со своим флагом, окружили Алэна, поздравляют, шумят, запевают «Марсельезу». Неужели, думаю, все-таки Сартье первый? Тут кто-то из судей украдкой (ведь рассмотрение пленки фотофиниша еще не закончилось) показывает мне один палец: ты, дескать, выиграл. Но я ему не поверил, ушел под трибуну дожидаться официального объявления. Оказалось, что у нас с французом одинаковое время - 10.4, но все-таки я обошел его на несколько сантиметров!»

Евгений Переладов

Валерий Борзов