Runnersclub.ru продолжает публиковать одну из глав «Настольной книги бегуна» за авторством Владимира Пронина, 3 года защищавшего честь Советского Союза и десять лет выступавшего в составе сборной команды России на легкоатлетических международных соревнованиях различного уровня, в том числе, чемпионатах мира и Олимпийских играх!
Владимир Пронин в третий раз в карьере становится победителем Кубка Европы (2000 год, г. Вила-Реал, Португалия, фото из личного архива В. Пронина).
Ниже публикуем третью часть главы «Для тех кто застрял во времени» (ссылка на первую часть главы «Для тех, кто застрял во времени», ссылка на вторую часть главы «Для тех кто застрял во времени») под названием «Чтобы встать под паруса, нужно сняться с якоря» и желаем Вам приятного прочтения:
…Суета, крайне вредное в спорте, да и в жизни, явление. Обычно она возникает от неуверенности в себе, чаще всего проявляясь накануне самых ответственных соревнований, но это совсем не одно и то же, что предстартовые волнения. Бедный практический опыт, особенно если он базируется на стереотипах, легко может превратить любого спортсмена в её заложника. Философия восточных единоборств в подобных ситуациях учит расслабляться и обращаться внутрь себя, к разуму, к интуиции, а наш парень напрягся. С новой силой ощутилась огромная потребность в мудром и опытном человеке рядом, в том, чей совет, как глоток свежего воздуха, смог бы прояснить создавшуюся ситуацию и навести на правильный алгоритм действий. Но его не было, и взять было неоткуда, а психологический прессинг перед грядущим чемпионатом России с каждым днём рос. Чтобы выполнить олимпийский отборочный норматив, необходимо было бить личный рекорд на дистанции 3000м с препятствиями на 10 секунд, что являлось целой пропастью. А главное, на это оставалось всего лишь 20 дней.
Как в подобном случае будет действовать среднестатистический бегун в нашей стране, дабы улучшить свою форму? – Правильно, «Вкручивать»! Вот и наш парень начал «вкручивать», совершая по три тренировки в неделю одна интенсивнее другой, будучи уверенным, что доработает недоработанное. Это и была, та самая, суета. На его бег на чемпионате России ложилась еще и та ответственность, которую он сам возложил на себя в виде поставленной перед собой цели на сезон, «попасть в основной состав сборной».
Этот судьбоносный день не заставил себя долго ждать. Двадцать дней пролетели как один. И вот, уже вторая попытка и последний шанс отобраться в команду. Было пасмурно, ветрено. Все повторялось. Уже ставшая родной, стартовая линия, пульсирующее от волнения сердце, готовое вырваться из груди в нестерпимом желании «скорее бы уже все началось».
Наконец, раздался спасительный стартовый выстрел. На первых метрах дистанции все традиционно «вежливо» поработали локтями, добывая себе удобную позицию, но никто в забеге брать на себя бремя лидерства не жаждал. Выходила борьба с открытым забралом, нужно было идти вперёд, подставляться! Он «переключился на самую высокую передачу» и начал нагнетать темп. После первых 200 метров оказалось, что на противоположной прямой дул шквальный ветер в лицо. Что было делать, прятаться? – Бежать! Терпеть! Преодолевать!
По ходу бега тренеры выкрикивали своим ученикам время по кругам, приходилось все время быть во внимании. Пять из семи кругов он старался поддерживать темп бега в графике олимпийского норматива. Но на каждом кругу борьба с ветром отнимала слишком много сил. Возрастал риск окончательно выбиться из них и проиграть бег. Он сбавил темп. Группа сразу же собралась в коробочку, и началась толкотня. Все ждали последнего круга для решающего броска. Под звук гонга так никто и не «дёрнулся», но чувствовалось, как пытливо все ожидали чьего-то шального броска вперед, прилично нервничая. И вот, за триста метров до финиша, преодолевая очередное препятствие, кто-то вдруг не выдержал напряжения и «психанул», вынырнув из за спин. Тут же начался откровенный бег, барьерный спринт. Последняя яма сама не успела заметить, как её прошли. На финишную прямую выбежали сразу четверо. Наш парень сделал ставку на преодоление последнего препятствия подобно барьеристу, «облизав» его. Быстрый его проход обеспечил максимальную скорость, и теперь уже его было не догнать, второй отстал почти на десять метров…
Один из девяти победных забегов Владимира Пронина (на переднем плане) на чемпионате России (фото из личного архива В.Пронина).
Вот она, оказывается какая, первая победа, на первом же чемпионате России! Но радости не было, потому что на табло предательски горели не олимпийские цифры. Ну, вот и все. Больше надеяться было не на что не. У двух парней был норматив и призовые места на чемпионате СНГ. Они и были теми счастливцами, которым предстояло отстаивать честь страны, теперь оставалось просто за них болеть.
Сезон казался потерянным, год - прожитым зря. Вернувшись домой, он по традиции посетил лес, который находился буквально в паре сотен метров. Тот всегда был его верным другом, когда он нуждался в спокойствии и умиротворении. Гуляя по нему он обычно избавлялся от эмоционального балласта и собирался с мыслями. Вечером, делая в дневнике очередную запись, он увидел самую первую, ещё сентябрьскую. Она гласила: «попасть в основной состав сборной». А что это было, как не достигнутая цель? Он оставил «разбор полетов» на более поздний период, ведь шел только июль. Ближайшей задачей теперь для себя он ставил не растерять форму, которую приобрел за год, и, отталкиваясь от нее, плавно перейти в следующий сезон. Именно в непрерывности процесса он видел перспективу дальнейшего усиления и прогресса. В следующем году был чемпионат мира в Штутгарте, и для попадания на него нужно было значительно улучшать результат.
Он перешел к мягким двухразовым часовым пробежкам в день, с парой легких ритмовых работ на стадионе в неделю. Прошел август. Закончилась Олимпиада, на которой наши, к сожалению, не вышли из первого круга. И вдруг, раздался звонок из федерации, с сообщением, что его берут на матч Франция-Африка-Россия в середине сентября. Выходило, что оставалось буквально десять дней до старта. Времени встрепенуться, уже не было. «Как же так», думал он, «ведь целый месяц я не тренировался интенсивно! Вряд ли форма смогла сохраниться на должном уровне. А в прочем, будь, что будет»!
Тренировочные будни Владимира Пронина (фото из личного архива В.Пронина).
Начало 90-х, дикие были годы. Люди, отчаявшиеся от происходящего развала в стране, были озлобленными и агрессивными, и собаки мало чем от них отличались. За три дня до матчевой встречи во Франции, на обычной дневной пробежке, на него напала собака. И как он не уворачивался от ее пасти, она все же зацепила его своими клыками. Вернувшись домой, он заметил, что черные спортивные штаны были разодраны и промокли на правом бедре. Лишь сняв их, он увидел выдранный из бедра кусок мяса. Вся нога была залита кровью. На адреналине по пути домой он даже не почувствовал боли. Вот была «невезуха»! Вроде судьба только улыбнулась надеждой, а тут, на тебе! Поскольку рана была скользящей, прививку от бешенства он делать не стал, ограничился антибактерицидными примочками. Нога распухла, образовался огромный желвак на бедре, который при ходьбе и в беге сотрясался. При напряжении мышц бедра возникала тупая боль, но бегу это принципиально не мешало. Его охватил трепет провалиться в первом же выступлении за взрослую сборную, но заменить его в любом случае его уже было некем, до старта оставалось лишь два дня.
Но и на этом приключения не закончились. Приехав на следующий день в аэропорт, всем участникам раздали паспорта с визами, а вместо его паспорта остался паспорт другого спортсмена. Наверное, об этом случае можно было бы снять комический фильм, но в тот момент было совсем не смешно. Спасло то обстоятельство, что соревнования были командными, и важными были очки каждого участника. Поэтому в интересах руководства было уладить этот инцидент. В итоге наши пограничники выпустили нашего подопечного из страны по чужому паспорту на его собственный страх и риск. История достигла своего апогея, когда французский пограничник сверял личность въезжавшего во Францию по чужому паспорту. Перед ним стоял молодой, лет двадцати на вид, кудрявый парень. А на фотографии на него смотрел лысый мужчина, возрастом за тридцать лет. Правда, рубашки у них были почти одинаковыми. На лице пограничника застыла удивленная гримаса Луи Де Фюнеса из фильма про жандармов. Что-то не сходилось у него в голове. Парню от такой физиономии стало непомерно весело, но шутка на счёт сходства рубашек тогда, конечно же, была опрометчивой! Команда благополучно прошла паспортный контроль, а парня, как «опасного преступника», задержали и доставили в участок. Только через пару часов, проведя перекличку, в отъезжающем автобусе, обнаружилась пропажа. Правда, ещё через пару, все, наконец, разрешилось, и автобус, наконец, начал свой путь с еще недавним узником и его командой на борту в город Лилль. Дополнительный эмоциональный тонус был получен. Вечером того же дня состоялось техническое собрание команды, закончившееся для него очередной порцией адреналина. Главный тренер весьма чуткими словами : «давай, не обделайся», пожелал ему удачи. От переизбытка трепета он чуть не «обделался» там же. «Надо же было перед самым ответственным стартом в сезоне сойтись всем казусам одновременно»! «Вот и выдалась возможность выйти и доказать», - думал он. Где уж тут спокойно спать под приятные сны. Кровать всю ночь штормило…
Утром он вышел на разминку, потрясти своей блямбой на бедре. Она болталась в такт беговым шагам, как ей и было положено. Французский воздух опьянял. Во время бега он думал, «нееет, только не со мной может произойти вся эта история. В соплях отсюда я не уеду»!...
Это очень важный момент в психологии спорта, отметать саму возможность зарождения мысли об объяснениях причин своего неудачного выступления, как алиби, ещё до того, как соревнования начались. Нужно наоборот, настраивать своё сознание таким образом, чтобы видеть себя вперёд радостным, счастливым и довольным результатом. Важно пережить, прочувствовать те самые эмоции, которые присущи победе или желаемому результату. Главную задачу, которую необходимо ставить перед собой непосредственно перед соревнованиями, это просто выложиться. Убедить себя в том, что все эти люди, зрители, судьи, спортсмены, журналисты, пришли на стадион увидеть именно Вашу работу, ведь Вы же не подведёте их, Вы же готовились? Это тот самый шанс показать всем, какой Вы боец и красавец. Люди не любят слабаков, а Вы не он. И вот она уже, следующая ступенька в Вашей карьере.
Именно так он и думал, настраивая себя на борьбу. В забеге было шесть человек, и у него был худший из всех участников личный рекорд. За Африку вообще выступал кениец, ставший бронзовым призером, на недавно закончившейся Олимпиаде. Подробно останавливаться на этом беге мы не будем. Просто упомянем, что он стал вторым за кенийцем, установив личный рекорд.
«Фууу, отбился», - думал он после соревнований. Наградой же за победу над собой стало участие в Кубке Мира в составе сборной СНГ в Гаване.
Награждение призеров и участников соревнований на дистанции 3000м с препятствиями в рамках Кубка мира в Гаване (Республика Куба). Владимир Пронин - третий справа (фото из личного архива В. Пронина).
Куба… Экзотика… Райский остров. Когда б еще в жизни подкатила такая замечательная возможность побывать там, где можно жить голым. Только, что садов райских вокруг не было. Две недели, словно на съёмках кинофильма 60-х, 70-х годов. Древние ширококрылые машины, романтичные, как будто из прошлого люди, обаятельные, дружелюбные и веселые. Разместились тогда в отеле «Тритон» на самом побережье, лицом на американскую Флориду. В номере была свежая, озоном наполненная прохлада, но стоило выйти на балкон, как сразу же начинались тропики. Все дни, в плане погоды, были близнецами. Каждое утро начиналось завораживающим взгляд голубым рассветом. На океан с двенадцатого этажа открывался особенно фантастический вид. Ежедневно к полудню кто-то художественно расписывал небо облаками различных конфигураций. А к пяти вечера, видимо уже кто-то иной, открывал на небе водопроводный кран и ежедневно забывал его потом закрывать. Так что вода текла с неба стеной до тех пор, пока в этом кране она не заканчивалась. Но зато после дождя становилось необычайно свежо. Он не был нудистом, но желание соприкоснуться всей кожей с вечерней прохладой было навязчивым.
С детства наш парень, как и большинство в стране, был обделён ананасами, все же это был дефицитный деликатес. Именно поэтому уже в первый же день он ими отъелся за несколько лет. С утра до вечера на шведском столе все блюда были исключительно с ними. И мясо, и рыба, и салаты… Проще, наверное, перечислить то, что было без них, - ничего не было. До десерта дело просто не доходило. Пузо трещало по к тому времени уже образовавшимся швам от разного рода вкуснятины. Но к третьему, из пятнадцати пребывания, дню он вдруг начал замечать, что больше ананасов не хочется, а они все равно были. После недели ананасы уже отпугивали от ресторана. Хотелось бородинского хлеба с хреном, щей, но ничего подобного ни хрена не было. И вдруг, словно по щучьему велению, случился праздник родной еды. Команда была приглашена в российское посольство на Кубе. А там был борщ. Он ел его как изголодавшийся «Пятница». Хотелось причмокивать от удовольствия. А тем временем дело шло к старту. Ананасы вовремя охладили пыл к еде в целом, в противном случае можно бы было смело поменять спорт на санный. В общем, турнир состоялся, и прошел на уровне, даже не смотря на влажную жаркую погоду. Наш герой занял пятое место с адекватным результатом и застолбил за собой репутацию турнирного бойца, на которого можно было, если что, положиться.
Приезд на родину был навеян печалью ранней поздней осени, был всего лишь конец сентября, а уже все пожелтело. До зимнего сезона оставалось меньше трёх месяцев, самое время для подведения итогов. Омрачался он еще и тем обстоятельством, что с окончанием кубка мира, завершилась история великой команды, сборной Советского Союза, впрочем, как и самого Союза. Все друзья, товарищи и соратники разъезжались по своим, теперь уже суверенным государствам. Хотелось, чтобы они все вместе по-прежнему пересекались на тренировочных сборах, плечом к плечу, болея друг за друга, выступали на соревнованиях. Но всех разбросало по разным углам. Политики, пользуясь принципом «разделяй и властвуй» разорвали великую страну, нарисовали, разделяющие людей границы. Вспоминались кавказское и азиатское гостеприимство, порядок и культура прибалтийских, теперь уже суверенных, государств. Не верилось, что все выступавшие на кубке мира россияне, украинцы, белорусы, казахи, армяне, грузины, азербайджанцы, молдаване, узбеки, теперь не одна монолитная команда. Но это уже была перевёрнутая страница истории.
Главный вывод сезона был таков: лишившись авторитетного тренера, наш парень не только не ухудшил своих результатов и занимаемых в соревнованиях мест, но и вырос, стал чемпионом страны. Научился управлять формой и обеспечивать её стабильность. Расширил свой кругозор. Адаптировал методику непосредственно под себя, впустив в неё заждавшиеся свежие идеи. И, наконец, избавился от комплекса неполноценности, которым страдал еще только год назад. Он стал самостоятельным и ответственным за свои решения и поступки, научился подводиться к стартам и не перегорать. Но при этом, все равно был не против работы в тандеме с человеком, чей опыт, умение, психологическая поддержка были бы авторитетными лично для него, а не для общественности.
Одним из основных выводов прошедшего сезона также стало заключение, что причиной, отсекшей его от потенциальной возможности отобраться на Олимпийские игры, стала, та самая, суета. Слишком интенсивно и навалисто был проведён период времени до и между чемпионатами СНГ и России. И именно несвежесть стала ограничивающим фактором в борьбе за высокий результат. Из этого следовало, что основную развивающую работу нужно проводить в межсезонье, а во время соревновательного периода стараться обеспечивать свежесть и энергетическую наполненность, поддерживая тонус и заряженность в ногах. Именно при таких условиях появляется благоприятная возможность соревноваться много и часто, «получая удовольствие» сообразно проделанной в межсезонье работе. Тогда сами соревнования будут выполнять роль разгона формы, обеспечивая стабильность выступлений с перспективой её планомерного роста. Из этого следует, что принципиально важным моментом становится подводка к стартам. Ее задачей является обеспечение максимальной реализации на конкретном старте. Необходимо также понимать, что неправильной подводкой можно всё испортить, а правильной всего лишь в полной мере реализовать наработанный ранее потенциал.
Что касается сформулированных принципов на основе вышеуказанных сезонных выводов, то они были следующими:
1. При мотиве стремления к наивысшим мировым достижениям необходимо отказаться от всех отвлекающих от процесса работы привычек и раздражителей, то есть сосредоточиться на главном. Иными словами, чем профессиональнее отнесёшься к делу, тем качественнее будет вознаграждение;
2. У сезонов не должно быть ни начала, ни конца. Вся карьера – это один непрерывный постепенно-развивающийся процесс восхождения на Олимп. Модель обязательного после сезона восстановительного периода присуща в основном тем, кто «перепахивает» или пользуется жёсткой фармакологией. И у одних, и у других гормональный и психо-эмоциональный стрессы на протяжении сезона пребывают на запредельном уровне. Любовь к своему делу и Вера в себя создают некий неисчерпаемый резервуар, нескончаемый поток энергии и оптимизма в работе. И ей не требуется отдыха. Иными словами, трудно представить, как может надоесть любить или верить, или как можно от этих чувств устать, если они искренние.
3. Принцип тренировочного процесса может быть только двух разновидностей: циклический и поступательный.
При циклическом тренировочном процессе берется определенный период времени, причем не важно, какой, и заполняется некой последовательностью работ. Каждый, в меру своего опыта, практики или информированности выстраивает свою собственную, представляющуюся ему правильной модель сочетания работ. Многие проходят цикл одноразово и меняют на другой. Иные придерживаются стратегии повторения цикла с целью закрепления и наблюдения сдвигов. Циклический принцип тренировочного процесса накладывает на тренирующегося определенные обязательства. Поскольку сменить работу нельзя, то остается регулировать две переменные. Выбирать правильную скорость для каждой отдельно взятой работы и стимулировать восстановление перед последующей. Данный принцип можно назвать спартанским, своего рода «обязаловка».
Поступательный принцип тренировки предполагает анализ предыдущей тренировки с целью определения содержания следующей. Что именно, с какой скоростью и в каком объеме делать, определяются накануне самой работы на базе сложившихся самочувствия и обстоятельств. Данный принцип более гибкий и интеллектуальный, но он требует значительного к себе внимания и времени.
Развиваться можно, придерживаясь как циклического, так и поступательного принципов тренировки, но правило жизни одно: кто больше прикладывает внимания и интеллекта к процессу тренировки, тот и получает больше дивидендов на выходе, у того выше коэффициент полезного действия.
Итоги сезона были подведены. Следующим шагом были цель, задачи и план на следующий.
Продолжение будет скоро...