Разными путями к одной цели, или почему важно тренерское воображение
02.02.2016

Можно ли признать отсутствие тренерского воображения проблемой? Наверное, да. «Шаблонное» мышление тоже работает, но до определенного уровня. И, к сожалению, часто оказывается, что этот уровень слишком далек от реального потенциала атлета. Зачем о чем–то беспокоиться и расширять горизонты видения, когда результат и так немного растет?

Если привести пример, то как развивается аэробная выносливость (а это в первую очередь скорость анаэробного порога) – очень просто – темповым бегом. Отличное средство, тут вообще нет вопросов, но стоит заметить, у одних темповый бег будет вызывать рост выносливости, а у других вообще никак. Но те, у кого «вообще никак», все рано бегают «темповики», потому что в их группе так заведено.

Первый раз меня бомбануло, когда прочитал о методе венгерского тренера Михаила Иглоя, который добивался роста повышения анаэробного порога без использования темпового бега. А дело было еще в первой половине 20-го века.

Этот метод до сих пор находит применение у многих тренеров на Западе. Суть его заключается в развитии пороговой скорости короткими интервалами с коротким отдыхом на различных скоростях. Это может быть 200, 300 или 400-метровые отрезки. И практика показывает, что анаэробный порог растет. Например, интервалы по 200м со скоростью чуть выше пороговой выполняются через отдых 50м, но этот отдых по темпу гораздо выше трусцы, и соответствует темпу развивающего кросса. Полная противоположность, это система Артура Лидьярда, который развивал те же самые качества продолжительными и быстрыми кроссами в подготовительном периоде.

Эта информация действительно заставляет задуматься, поскольку два совершенно противоположных метода приводят к одному результату. Не могу вспомнить источник, но я читал о том, как Ренато Канова в свое время готовил «восемьсотчиков». Он использовал повторы по 150м через быстрый отдых 50м. По его мнению, это вполне таки аэробная тренировка, несмотря на то, что и скорость была достаточной и отдых коротким.  Во время такой тренировки уровень лактата значительно ниже, чем если бы они выполняли более длинные и медленные повторы.

Одним из важных выводов, который я сделал – «многие дороги ведут в Рим».

Если представить в простейшей форме «создание» скоростной тренировки, то он будет иметь всего два этапа:

1. Решаем, какое качество мы развиваем.

2. Разрабатываем «дизайн» тренировки с учетом возможностей каждого атлета.

Довольно простой способ, не требующий «головняков», но тут также необходимо учитывать, как каждый тип тренировок прогрессирует, как они сочетаются между собой и с восстановительными днями. Но пока опустим эти сложности и остановимся на каждом этапе более подробно.

Первый этап – принятие решения, какое качество необходимо развивать. Здесь проблем никаких возникать не должно, тренер в принципе, всегда знает, чего не хватает его ученику для дальнейшего прогресса. Поэтому перейдем ко второму этапу, который более сложный и интересный.

Второй этап – разработка «дизайна» тренировки. Казалось бы, элементарно – решаем какое качество мы развиваем, выбираем из существующих шаблонов тренировки по развитию этого качества и вперед… И для спринта и для бега на выносливость.

К примеру, берем спринтера и решаем, что ему не хватает аэробной мощности, или выносливости, другими словами. Популярным шаблоном развития этого качества может быть экстенсивный аэробный бег в форме интервалов. Например, какое то количество интервалов по 200м с интенсивностью в 75% от максимальной скорости с отдыхом 2-3 минуты. Внешне все очень просто, подтверждено практикой, и не требует коррекции. Но это далеко не единственный путь для спринтеров развивать аэробную мощность.

Вместо внешнего видимого эффекта, то есть того, что мы можем увидеть или услышать или засечь секундомером – интервалы, их длина, отдых между ними и т.д., следует акцентировать свое внимание на «внутреннем» эффект этой тренировки, обратить внимание, каким образом вызвать адаптационные сдвиги в организме. Для качественной адаптации нам нужен новый стимул, превышающий предыдущий. Мы можем манипулировать длиной интервалов, временем отдыха, их количеством. Но иногда, чтобы тренировочный стимул был еще более сильным, мы должны подойти к проблеме с другой стороны. Предлагаю сравнить это с попыткой вылечить бактериальную инфекцию. Первое время, когда мы принимаем стандартные антибиотики, они работают, но со временем бактерии адаптируются к нему и для успешного лечения нам нужно менять его на новый, еще неопробованный. Для кого то работает стандартная доза амоксициллина, а кому-то он вообще бесполезен и нужно подбирать что-то новое. Примерно так же выглядит ситуация с разными способами добиться адаптационного ответа  в организме.

Возьмем к примеру, ребенка, и начнем тренировать. Поскольку ребенок – это «чистый лист», то практически любая нагрузка у него будет вызывать положительные сдвиги, если конечно, не перегибать палку с нагрузкой.

Популярная история описана в интернете, где тренер по футболу начал тренировать футболиста к выступлению на 1500м. Фантазии тренера хватило лишь на то, чтобы 5 раз в неделю выполнять не слишком интенсивные интервалы по 200м. Самое удивительное, что этот спортсмен пробежал действительно хорошо. Но причины этого вполне объяснимы. Этот спортсмен и был тем «чистым листом», которому вся нагрузка идет на пользу, у него много энергии, сил, он не истощен предыдущими годами интенсивных нагрузок. Проблема возникнет тогда, когда результаты вдруг резко остановятся, и не будет иного выхода, как менять программу на новую.

Насколько я знаю, множество и тренеров и спортсменов сталкиваются с подобной ситуацией – результаты встают колом, несмотря на то, что нагрузка высокая. Тренеры поступают по-разному, кто-то начинает думать, что этот спортсмен исчерпал себя и ему больше ловить нечего, кто- то еще больше добавляет нагрузку, которая приводит в итоге к адаптационному срыву. Но есть умники, начинающие применять запрещенную фармакологию. Хотя в большинстве случаев решение лежит на поверхности – если старая программа уже не работает, ее необходимо применять новую. Спортсмены приспосабливаются к однотипным тренировкам и для прогресса необходимы новые виды стимулов.

Самым верным решением в данном случае будет расширение горизонта планирования нагрузок. Для каждого типа адаптации существует множество видов тренировок. Какой путь выбрать, тренер должен решать в зависимости от характеристик спортсмена, его сильных и слабых сторон. Плюс к тому – у тренера на руках есть опыт старой, переставшей работать системы для этого спортсмена, а это ценнейшее знание при создании новой системы. На каждую вещь можно смотреть под разными углами, и это будет наиболее правильный вариант.

Разберем в качестве примера тренировку специфичной выносливости бегуна на 5000м. Неплохим средством развития этого качества будет 5х1500м в режиме 5000м с отдыхом 3 минуты. Но даже эту тренировку можно сделать более разнообразной. Отдыхать можно стоя, бежать трусцой или в более быстром темпе. В середине каждого интервала можно использовать быстрые переключения по 100м. Все разновидности это простой тренировки ведут к одной цели – развитие специфичной выносливости, но небольшие вариации во время нее будут в значительной степени влиять на адаптацию.

Еще один пример. Рассмотрим на стимулы, или тренировки, которые будут направлены на рост пороговой скорости, или другими словами, ПАНО:

1. Темповый бег ориентировочно в пороговой зоне.

2. Прогрессивный бег. Начинается со скорости ниже пороговой, а заканчивается быстрее нее.

3. Темповый бег в непрерывный уклон, добавляется силовой компонент.

4. Переменный бег, медленный «кусок» пробегается чуть тише пороговой скорости, а быстрый – чуть выше нее.

5. Длинные интервалы со скоростью немного быстрее пороговой, но коротким отдыхом.

6. Короткие интервалы в режиме 5000 – 10000м, но с очень коротким отдыхом.

7. Темповый бег с короткими ускорениями во время него.

8. И так далее, и так далее…

Как мы видим, множество вариантов, суть только заключается в том, когда и применительно к кому тренер должен доставать из своего арсенала каждый из этих типов нагрузки.

Возьмем для сравнения плавание. И в беге на выносливость и в плавании первоочередной задачей стоит развитие общей аэробной выносливости. В беге все просто – вышел в лес или парк и побежал кросс. В плавании же от постоянной монотонной работы может не выдержать психика, поэтому большинство тренеров практикуют развитие аэробной выносливости длинными аэробными интервалами, так психика страдает меньше.  Мы получаем два вида нагрузки – аэробный непрерывный и аэробный интервальный. Оба ведут к развитию одного и того же качества. Что из них лучше, наверное, не стоит спрашивать. У каждого есть достоинства и недостатки.

Какой же вывод?

В отличие от «шаблонной» модели, к которым мы так привыкли, стоит помнить, что «множество дорог ведут в Рим». В арсенале тренера огромное количество «инструментов» для развития каждого качества, просто стоит немного проявить фантазию. Ну и отталкиваться от физических и психологических качеств конкретного атлета. Особое значение это принимает для возрастных спортсменов, когда уже нет права на ошибку в силу возраста. Если мы наблюдаем, что повторения по 1000м или 1500м перестали работать, нужно смело от них избавляться или модернизировать их. И, напоследок хочу отметить, что манипулируя нагрузкой и применяя новые подходы, практически гарантированно мы сможем получить постоянный прогресс результатов до тех пор, пока не достигнем генетического предела.