Как «обмануть» свой мозг и отсрочить наступление усталости
17.06.2016

 

Приготовил для вас третью часть из цикла о влиянии головного мозга на физическое утомление и как эту информацию можно применять на практике.

Первая часть цикла: «О влиянии головного мозга на спортивный результат и как «рождается» усталость».

Вторая часть цикла: «Допинг для мозга, механизмы обратной связи и регуляция нашего утомления».

Не найдется, пожалуй, такого бегуна на средние и длинные дистанции, кому доставляют удовольствие страдания во время соревнований или тяжелых интервальных тренировок. Жжение в груди, налитые свинцом ноги, круги перед глазами – именно так выглядят симптомы, периодически сопровождающие нас во время тренировок. И как часто нам хотелось бы отвлечься во время тренировки от этих страданий, переключить сознание на что то другое, более приятное и позитивное.

Не помню наверняка, но в каком-то из американских боевиков (вроде бы о Джеймсе Бонде) один из негодяев нанес главному герою травму головы, после которой наш герой перестал чувствовать боль. Представим теперь  - насколько быстро он мог бы бежать с такой особенностью, при которой он не будет ощущать тяжести и сильного закисления в ногах, его легкие не будут разрываться от тяжелого дыхания. Вернее все это будет происходить, но его мозг не ощущал бы и не воспринимал эту информацию, и, следовательно, не включал бы предохранительный стоп-кран. Кстати, с этой задачей неплохо справляются, как я уже писал в первой части, психотропные препараты, которые блокируют работу определенных частей мозга.

Казалось бы, периодическая блокировка боли и неприятных ощущений отличная вещь, но не будем забывать, что благодаря отлаженной  работе этой системы у нас не возникает серьезных ожогов при прикосновении к раскаленному предмету, мы отдергиваем руку при контакте с острым предметом, и таких ситуаций и примеров тысячи. Но идея манипулирования, или искусственного управления механизмами обратной связи в определенных пределах может оказать неоценимую помощь на соревнованиях. Попробуем взглянуть, как выглядит этот механизм, и какие существуют методы частично блокировать болевые ощущения (нас будут интересовать, естественно, именно болевые ощущения во время бега). Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что даже небольшая блокировка боли может привести к существенному росту спортивного результата.

Интересный эксперимент провел в 2006 году Амман с коллегами, когда перед 5-километровым велозаездом с самостоятельно задаваемым испытуемыми темпом, накормил их фентанилом (это наркотический опиоидный анальгетик, мощный антагонист опиоидных рецепторов).

Но супер- результатов, вопреки ожиданиям, не получилось, видимо из-за того, что информация от мышц не достигала головного мозга. Без обратной связи участники эксперимента начали вкручивать как сумасшедшие или полнейшие новички – со старта и почти в полную силу, что привело к катастрофически высокой «периферической мышечной усталости». Это и понятно, мозг то с отключенным механизмом обратной связи не контролировал стратегию пейсинга, то есть оптимального распределения сил по дистанции. В конце эксперимента скорость критически снизилась, но после заезда и участники утратили способность не только самостоятельно передвигаться, но и стоять на месте.

Что еще можно вынести из этого исследования – механизм обратной связи это один из путей, которым мозг обеспечивает полное истощение именно после финиша, а не до него. Вспомним, сколько мы видели и по телевизору и воочию соревнований (а может ощущали и на своей шкуре), когда после очень быстрого финиша атлет даже стоять не мог. Парадокс какой-то  – быстро набегает финишную прямую и тут же, спустя мгновение уже не способен удержаться на ногах.

В теории все это замечательно звучит, не придраться. Но, самое то главное – что с этим делать на практике? То есть, какими методами или манипуляциями (немедикаментозными, естественно) мы можем путем влияния на механизмы обратной связи отсрочить наступление утомления?

Самый прикольный, на мой взгляд, способ для тренера отодвигать утомление у его учеников это элементарное вранье, или введение ученика в заблуждение во время тренировки или соревнований. Объясню почему и приведу примеры.

Может показаться, что обман ученика во время тренировки не лучший вариант, но он помогает понять, как поступающая извне информация может влиять на механизмы обратной связи между телом и мозгом. Смотрите, тренер может сообщать ученикам заведомо ложную информация по отрезкам, сплитам и интервалам во время скоростной, забрав предварительно у ученика наручные часы перед тренировкой. Или сообщить спортсмену, что он поднял вес, гораздо больший (или меньший), чем тот сделал в реальности. Получается такой тонкий психологический прием, когда неверная информация заставляет атлета работать еще жестче, еще напряженнее.

Вот что обнаружили исследователи касательно этого вопроса.

Группа ученых (Castle et al. 2012) решила немного поприкалываться над велосипедистами. Они запускали велогонов в трех различных температурных кондициях. Первый раз в прохладных условиях (22 градуса по Цельсию), второй раз в жару (31 градус по Цельсию), и в третий раз парней-велосипедистов обманули, сказав им, что будет прохладно, но на самом деле было 32 градуса. Это было достигнуто путем небольших манипуляций с термометром.

Как и ожидалось, наиболее результативным получился заезд в прохладных условиях. Но, как вы уже наверное догадались, в третьей попытке, когда велогоны думали, что прохладно, а на самом деле было жарко, результаты получились почти такие же, как и в действительно прохладных условиях. А в реальную жару, то есть во второй попытке, результаты были ожидаемо слабыми. Это великолепный пример, показывающий как можно искусственно манипулировать работоспособностью спортсмена, осознанно вводя его в заблуждение. И это отличный пример того, как внешние факторы могут влиять на механизмы обратной связи.

Наконец, еще один великолепный пример для понимания вышеописанного механизма. Стоун с соавторами тестировали девятерых велосипедистов, задачей которых было завершить четыре заезда на дистанцию 4км. Первые два заезда необходимы были, чтобы установить лучший для каждого результат и принять его за базовую линию. В следующих двух испытаниях они должны были соревноваться со своими аватарами, каждый из которых шел по их предыдущему графику, то есть базовой линии. Это был третий заезд. Но в четвертом заезде ученые запрограммировали аватара так, что он шел на 102% от базовой линии, не сообщив, естественно, об этом испытуемым. Как вы могли догадаться, испытуемые и в третьем и в четвертом заезде выиграли своих аваторов, пройдя эти 4км быстрее, чем результат базовой линии.

Было обнаружено, что прирост был обеспечен за счет увеличения выработки анаэробной энергии. Во всех четырех заездах аэробный источник обеспечивал одинаковое количество энергии. Что это значит? Это значит, что испытуемые могли начинать финишировать раньше и мощнее, чем в первых двух заездах. То есть, путем обмана ученые смогли заставить велогонов добавлять за счет скрытых анаэробных резервов, причем в значительной степени. Это выглядело так, как будто их мозг немного «ослабил вожжи», позволив атлетам черпать силы из неприкосновенного запаса. И всего- то нужно было немного ввести их в заблуждение.

Этот прием при небольшой фантазии можно спроецировать и на наш вид спорта – легкую атлетику. Ну, например, проложить вдоль первой дорожки стадиона или манежа светодиодную ленту, на которой по кругу с определенной, задаваемой с компьютера скоростью, движется световой сигнал. Мы сообщаем спортсмену, что сигнал будет идти в темпе одна минута на 400м, а на самом деле она будет двигаться со скоростью, к примеру, 58 секунд. Естественно, у спортсмена не должно быть наручных часов. Или еще проще, сообщать ученику время интервалов более медленное, чем он показывает на самом деле. Об эффективности таких простых методов я встречал информацию в других видах спорта.

Этот феномен, показывающий влияние заблуждения на результат, вызывает ряд интересных вопросов. Например, как много информации мы, или наш мозг, может одновременно обрабатывать? Спортивная психология часто сталкивается с таким явлением, когда наши мысли могут влиять на происходящую в нашем мозге борьбу между психологическим драйвом и поддержанием гомеостаза.

В мире нейрофизиологии и когнитивной психологии эта концепция широко распространена, и многие исследования вычисляют, как много информации мы можем обработать одномоментно.

В спортивной среде есть концепция, что мы имеем ограниченные возможности обращать внимание на все внешние и внутренние факторы, влияющие на механизм обратной связи. Это имеет несколько интересных последствий. Во-первых, это может означать, что некоторые тренировки приводят к тому, что мы учимся сознательно или бессознательно выбирать, какие из сигналов обратной связи важны, а какие нет.

Мало того, постепенно путем осознанных усилий мы сможем блокировать некоторые механизмы обратной связи. Одна из теорий заключается в том, что при использовании диссоциативного мышления мы ослабляем механизмы обратной связи, связывающие периферические части тела с мозгом тем, что как бы засоряем пути передачи информации. Во время контрольных тренировок и соревнований это качество очень важно, но есть и обратная сторона медали – «расплата» за это будет гораздо выше, поскольку произойдут гораздо более сильные сдвиги в гомеостазе и время восстановления значительно увеличится.

Что хочется отметить в заключении – мы осознанно можем контролировать свою усталость путем манипуляций с механизмами обратной связи. Это не такой простой прием, но плюс в том, что это поддается тренировке. Тот случай, когда тренер умышленно вводит ученика в заблуждение относительно темпа бега, времени отдыха и т.д. является лишь наглядным примером, что этот механизм работает, и что его можно использовать в тренерской практике.