Разбор частоты и длины шага на примере элитных бегунов на 10 000м
08.09.2015

Формула скорости проста = длина шага + частота шага.

Забег на 10 000м на чемпионате мира в Осаке

Уравнение довольно примитивно, просто и  понятно даже первокласснику, и объясняет с точки зрения биомеханики механизм изменения скорости бега. То есть, чтобы получить прибавку в скорости, необходимо либо увеличить длину шага, либо повысить частоту, или же изменить обе величины. Суть одна – что-то должно измениться. Попробуем разобраться на живых примерах, что же все- таки меняется, когда у нас растет скорость бега.

Если вы – сектант  «Ци-бега», то у вас изменится лишь длина шага, поскольку основатель системы Дэнни Дрейер (Danny Dreyer) проповедует постоянную частоту шагов, изменяя только их длину.  В реальном же мире осознанно не меняя один из параметров, а изменть только второй – совершение грубой ошибки. Отследим варьирование этих параметров на примере элитных бегунов.

В одном из исследований [1] проанализирована частота и длин шага победителя и призеров в забеге на 10 000м на чемпионате мира в Осаке в 2007 году. Победителем данного забега стал (естественно же) Кенениса Бекеле (Kenenisa Bekele) – 27:05.90; второе место у вечно второго в тот период Силеши Сихине (Sileshi Sihine) – 27:09.03; и с бронзой покинул Осаку кениец Мартин Матати (Martin Mathathi) – 27:12.17. 

На рисунке ниже показаны скорость бега, частота и длина шага для каждого спортсмена на каждом круге.

Первое, что бросается в глаза, это скорость бега – на первых 23 кругах она практически одинакова у всех трех спортсменов, хотя это и очевидный факт. Однако каждый из трех поддерживал скорость бега своей стратегией.

У Бекеле была самая низкая частота бега, и, следовательно, самая большая длина на первых 9000м. Полная противоположность – Матати, бежал короткими шагами, но очень часто, чтобы поддерживать эту же скорость. У Сихине длина и частота шага имели средние значения, по сравнению с Бекеле и Матати. Интересным фактом является также то, что Бекеле, имея наименьший рост (160см) среди призеров чемпионата мира демонстрирует наибольшую длину шага по сравнению с более рослыми Сихине (171см) и Матати (167см).  


Графики частоты, длины шага и скорости призеров в беге на 10 000м 

Самые интересные изменения в длине и частоте шагов начинаются на 10-м километре забега, когда скорость резко возросла. После среднего темпа 2.42-2.45 мин/км на первых 9км, финишный километр у призеров вышел за 2.30, 2.33 и 2.36 мин/км соответственно, а финишный круг – 55. 51, 58.66 и 62.16 сек соответственно. Взглянем, за счет каких показателей возросла скорость у каждого?

Бекеле нарастил финишную скорость за счет повышения частоты шагов со 190 до невероятных 216 шагов в минуту, сохраняя при этом длину шага.

Силеши Сихине за три круга до финиша слегка увеличил частоту шагов, а на последнем круге – значительно добавил в длине шага, за счет чего скорость сильно возросла – полная противоположность с Бекеле.

И наконец, Матати, который бежал за счет высокой частоты и короткого шага, увеличил за 3 круга до финиша длину шага на треть, тем самым получив прибавку в скорости. Но, что самое интересное, на последних двух кругах Матати даже немного снизил частоту шага, попытавшись  компенсировать это длинным шагом.

Судя по видеозаписи, его просто «поставило», за счет чего они и не смог поддерживать частоту бега.



Бекеле, Сихине и Матати на дистанции

В итоге на последнем круге у него было лишь поддержание скорости, в отличие от Бекеле и Сихине.

Заметим, что каждый из трех бегунов выбрал свою стратегию поддержания скорости по ходу дистанции, и точно так же, свою стратегию увеличения скорости во время финишного спурта.

Интересно то, что на финише каждый увеличивал тот показатель, который во время дистанции был низкий. Бекеле резко увеличил на финише частоту шагов, а Матати – длину. Сихине спуртовал за счет незначительного роста обоих факторов. Создается впечатление, что бегуны подсознательно по ходу дистанции опирались лишь на один показатель, как бы давая второму «отдыхать» большую часть забега, чтобы резко увеличить его на финише.

Но, как мы видим – самая верная стратегия быстрого финиша – увеличение частоты шага. 

 Какие выводы можно сделать на основе вышесказанного?

Что я могу сказать по этому поводу?  - На основе собственных многолетних наблюдений за лучшими бегунами на выносливость нашей страны, могу подметить – с длиной шага у наших стайеров и средневиков полный порядок, а вот частота, вернее умение ее развивать – слабое звено. 

Если обратиться к теории, то каждое движение начинается с электрического импульса, возникающего в головном мозге, которое по нервным каналам поступает в спинной мозг, а оттуда – к мышечным волокнам, заставляя их сокращаться. То есть с помощью мозга (или ЦНС) мы регулируем и контролируем нужные нам движения. Однако есть же и движения, которые мы делаем автоматически, не думая о них. К примеру простая ходьба , во время которой мы можем заниматься еще несколькими делами одновременно, при этом не загружая ЦНС контролированием ходьбы. Это происходит потому, что мы довели ходьбу до автоматизма, это когда высшее звено управления (ЦНС) возлагает эту задачу на низшее звено (вегетативную нервную систему). Но вспомните, чтобы довести ходьбу до автоматизма, сколько раз ребенку приходилось падать?

Если провести аналогии с бегом, то задача повышения частоты шагов заключается в РЕГУЛЯРНОМ ее отрабатывании, даже во время медленного кросса. Наблюдал не раз за мастерами спорта, которые во время кросса осознанно гарцуют, затягивая шаг. Но, ответить на вопрос «зачем ты это делаешь?» наверное, готов далеко не каждый. Постоянно работая над частотой, нашей нервной системе с каждым разом все легче генерировать нервные импульсы, заставляя мышцы сокращаться чаще.

1. Enomoto et al. (2008). Biomechanical analysis of the medalists in the 10,000 metres at the 2007 World  Championships in Athletics, New Studies in Athletics

Исследование частоты и длины шага у элитных бегунов