Что первично - талант или методика?
27.10.2015

Очень интересный вопрос на самом деле – с чего все же начинается успех в нашем виде спорта, что является фундаментом высоких достижений в легкой атлетике – методика и упорный труд или генетическая предрасположенность? Может ли не самый талантливый спортсмен, попав к самому лучшему тренеру и в идеальные условия для подготовки стать чемпионом? Или наоборот – может ли генетический уникум, тренируясь у обычного тренера выйти на мировой уровень? Или все же талант и методика – обязательные условия для чемпионства? А если эти условия обязательны оба – то какое из них все же имеет большее значение?

Не так давно я задал себе подобные вопросы, на которые не так то легко оказалось найти ответ))). Пришлось пересмотреть несколько видеозаписей, перечитать отрывки из книг по данной тематике и прошерстить основные научные статьи, также посвященные этому вопросу.

Примерно с десяток лет назад спортивные физиологи не колеблясь, ответили бы, что, несомненно, генетическая одаренность – обязательное условие попадания в топ. На сегодняшний день ответ уже не так однозначен – упор в литературе даже сместился в сторону методики совместно с долгой, кропотливой работой. Несколько лет назад Малколм Гладуэлл (Malclom Gladwell) – канадский журналист, исследующий социальные явления и процессы, выпустил две книги – «Аутсайдеры» и «Расшифровка таланта», где упор был сделан на главенстве тяжелого труда над талантом в достижении успеха. В «Аутсайдерах» Малколм при изучении самых знаменитых музыкантов (в том числе группа Битлз) сделал вывод, что они достигли мировой известности не потому, что были талантливы, а потому, что работали намного больше других. Им же было придумано знаменитое на западе «правило 10 000 часов» - именно столько, по его мнению, нужно работать (тренироваться), чтобы стать мастером своего дела.

На форуме, где обсуждаются эти книги также можно было почитать мнения тренеров по легкой атлетике, и для многих из них  «правило 10 000 часов» стало своего рода Священным Граалем. Они рассуждают примерно так – «чтобы мои ученики достигли высокого уровня, они должны пробегать Х километров в течение Y лет».

Правы они, или глубоко заблуждаются? И не придают ли они этому «правилу» больше значения, чем оно заслуживает? Казалось бы, чего проще – чтобы выйти на высокий уровень – бегай больше и быстрее других. Однако в реальности спорта «правило» редко работает. Гладуэлл, как типичный американец (хоть он и из Канады, но образ мышления тот же) строил свои догадки на основе «классической американской мечты» - если работать долго и упорно, то все в этом мире возможно. Но никто не обращает внимание на то, что мировая известность в первую очередь предопределена талантом, раскрыться которому как раз и позволяет тяжелый труд.

Другим моментом является то, что мы не совсем правильно можем трактовать понятие слова «талант». Иногда применение самого слова «талант» может приобретать негативный окрас. То есть часто можно услышать об успешном в каком- либо деле человеке – «Да с ним все понятно, у него же талант», и именно талантливостью, а не трудолюбием и мозгами часто пытаются обосновать причины какого-либо успеха. В этом и заключается ключевая ошибка  - объяснять все или талантом или трудолюбием. Тяжелая кропотливая работа является ключевым ингредиентом, но она базируется именно на врожденных способностях, или иначе – таланте.

На мой взгляд – тяжелый и упорный, подкрепленный знаниями, труд – позволит достигнуть своего лимита, а насколько этот лимит высок – определено генетикой, или талантом. Простыми словами – если судить о спорте – качественная методика и годы работы обязательное условие для раскрытия всех заложенных  в нас природой способностей. Тогда можно объяснить, почему в стране так богатой талантами так мало выдающихся спортсменов – или недостаточно много работают, или недостаточно качественно.

Хотя есть ведущие ученые, поддерживающие идею Гладуэлла. По их словам, не всегда дело в генетике. Многие думают, что выдающиеся спортсмены обладают выдающимися генетическими данными. В частности, кенийцам приписывался какой то особый ген выносливости, якобы объясняющий их тотальное превосходство во многих беговых дисциплинах. На что ведущий специалист в спортивной генетике Янис Пициладис (известен так же тем, что занимается разработкой для ВАДА методов обнаружения «генного» допинга) развеял миф о наличии у африканцев какого то определенного гена выносливости, отличающего их от нас. По его словам – кенийцы отличаются от нас, в первую очередь, особым социоэкономическим феноменом. Примерно об этом же толкует в своем бестселлере «Спортивные гены» Дэвид Эпштейн.

Не стоит использовать упрощенный подход к генетике и искать «волшебный» ген скорости или выносливости. Мы можем найти ген, отвечающий за цвет волос, глаз и т.д. Но если поглядеть внимательнее, то проявление выносливости  - это гораздо более сложное явление, чем цвет волос. Выносливость обеспечивается широким спектром факторов, которые при определенном сочетании и могут обеспечить хорошую выносливость. Природой не задумывалось, что мы будем бегать полторашки, пятерки и марафоны. Выносливость – лишь побочный продукт эволюции по абсолютно другим причинам – это охота, длинные переходы, добыча продовольствия и т.д, но никак не готовила нас природа быстро бегать полторашку. И эти, обусловленные эволюцией способности к долгому проявлению работы можно объяснить с помощью генетики.

На сегодняшний день было найдено и исследовано около 150 генов, связанных с теми или иными физическими качествами – сюда может входить скорость утилизации лактата, способность использовать жиры на дистанции (важно для марафонцев), тип мышечного волокна (быстрые или медленные), уровень тестостерона и т.д. То есть способность к выносливости (или скорости) – это определенный набор генов с необходимыми полиморфизмами (качествами).

Правильнее, наверное, рассматривать проявление выносливости с точки зрения «беговых» терминов. Даже при нынешнем развитии науки и технологий однозначно назвать точные характеристики, отличающие выдающегося бегуна от бегуна среднего уровня довольно затруднительно. Традиционно считается, что успех определяют три величины – экономичность бега, лактатный порог и максимальное потребление кислорода. И это наверняка не полный список всего, что связано с выносливостью. И объяснить все каким то определенным «геном выносливости» было бы глупо – лишь сочетание генов, и сочетание определяемых ими качеств дает предпосылки стать выдающимся.

Если начать подводить итог всех моих фантазий, то вывод очевиден – генетика играет роль, методика играет роль, упорные и тяжелые тренировки играют роль, и окружающая среда играет роль.  Еще раз – нет никакого прибора, способного сказать – где наш потенциал. Не изобрели еще. Хотя генетический потенциал уже пытаются вычислять, но, видимо, этого мало, есть еще социокультурная среда и методика подготовки. Человек, обладающий уникальными генетическими данными может серьезно заболеть, травмироваться или просто быть алкашом – какой уж тут чемпион из него получится. Поэтому одной уникальной генетики явно недостаточно, хотя она является обязательным условием.

Таким образом, каждый спортсмен, выбрав для себя путь профессионала, идет на большой риск, поскольку никто не скажет ему, на что он будет в итоге способен. Здесь спорт очень сильно напоминает лотерею. Хотя с помощью хорошей методики можно значительно увеличить шансы на победу в этой лотерее.

Итак, мое личное мнение – первичным из необходимых условий достижения мирового уровня в спорте является уникальная генетика или талант. Но, талантливый спортсмен – всего лишь неограненный самородок, внешне не отличимый от простых камней. И только работа мастера (а в нашем случае тренера) даст возможность самородку превратиться в бриллиант и засверкать на мировой арене.