62173927 emelyanov
Проба «Б» ходока Станислава Емельянова на ЭПО дала отрицательный результат!
21.09.2015

В мировом спорте случилась тихая сенсация, которая, однако, может иметь далекоидущие последствия. Контрольная проба «Б» российского ходока, воспитанника «Центра олимпийской подготовки Республики Мордовия по спортивной ходьбе В.М. Чегина» Станислава Емельянова, в июне получившего обвинение в употреблении эритропоэтина (ЭПО), оказалась – отрицательной! Спортивная судьба Емельянова похожа на синусоиду: в 2010 году он выиграл чемпионат Европы на 20 км, но спустя четыре года был лишён титула и дисквалифицирован по показаниям биологического паспорта; в 2011-м выступил на чемпионате мира, но занял лишь пятое место; в 2015-м снова отобрался на чемпионат мира, но был исключён из команды (наряду с девятью другими ходоками) после обвинения в употреблении ЭПО, которое, как выяснилось, оказалось ложным. Некоторые подробности дела сообщает специальный корреспондент Агентства спортивной информации «Весь спорт» Алексей Зубаков.

Эта история началась больше трёх месяцев назад, но до сих пор не выходила в публичное поле. В июне в Саранск, где к чемпионату мира по лёгкой атлетике в Пекине (Китай) и Всемирной летней Универсиаде в Кванджу (Южная Корея) готовились российские ходоки, прибыли офицеры допинг-контроля. В формате внесоревновательного контроля они взяли пробы у семи спортсменов – Аниси Кирдяпкиной, Эльмиры Алембековой, Веры Соколовой, Михаила Рыжова, Ивана Носкова, Дениса Стрелкова и Станислава Емельянова. В июле отобравшиеся на чемпионат мира Алембекова, Соколова, Рыжов, Носков, Стрелков и Емельянов получили от Всемирного антидопингового агентства (WADA) официальные уведомления о наличии в пробах «А» запрещенного вещества – ЭПО. Пробы анализировались в антидопинговой лаборатории в Кёльне (Германия) – одной из двух-трёх самых сильных в мире по научной базе и, безусловно, самой передовой по работе с кровью.

Именно после этого у руководителей отечественного спорта «закончилось терпение». Автор «мордовского чуда» Виктор Чёгин отправился в отставку с поста главного тренера «Центра олимпийской подготовки Республики Мордовия по спортивной ходьбе» своего имени (счёт его учеников, попавшихся на использовании запрещённых препаратов и методов, пошёл на четвёртый десяток). А все воспитанники мордовской ходьбы, отобравшиеся на чемпионат мира (а это 9 из 10 спортсменов), были исключены из выездного состава сборной России (правда, перед самым вылетом в Пекин допинговые проблемы случились и у Александра Яргунькина, представителя некогда конкурирующей чувашской школы ходьбы). Наблюдатели удивились таким резким действиям, но, как видно, основания для них были обоснованные. «В ходе расследования работы Центра в Саранске вскрылись новые обстоятельства», - объяснил министр спорта РФ Виталий Мутко.

Единственным из шести получивших обвинения в употреблении ЭПО ходоков, кто решил доказывать невиновность, стал Станислав Емельянов. Воспользовавшись своим правом, он написал заявление о вскрытии контрольной пробы «Б». Пять других спортсменов также не признали результаты проб «А», но отказались от вскрытия контрольных проб «Б», мотивируя это нехваткой финансовых средств на проведение самой процедуры, а также на юридическое сопровождение и поездку в Германию. Вскрытие контрольной пробы «Б» состоялось в антидопинговой лаборатории в Кёльне ещё до старта чемпионата мира по лёгкой атлетике – 19 августа. И она оказалась – отрицательной! Об этом было объявлено на месте, все присутствующие подписали соответствующий протокол. Однако за месяц, который прошёл со дня вскрытия контрольной пробы «Б», никаких  официальных документов из WADA не пришло. И это, честно говоря, настораживает.

История спорта знает случаи, когда контрольная проба «Б» не подтверждала наличие в организме спортсмена именно ЭПО. Однако все они относятся к начальному периоду борьбы с рекомбинантным (искусственным) ЭПО. В 2001 году в Париже была доказана невиновность россиянки Ольги Егоровой, в 2003 году в Кёльне – кенийца Бернарда Лагата, в том же 2003 году в Лос-Анджелесе – американки Мэрион Джонс. В последние годы таких прецедентов не было. Более того, сейчас применение ЭПО доказывают (или «доказывают») – и на этом основании наказывают – не лабораторным, а аналитическим путём. Речь о так называемом «Паспорте крови» или «Гематологическом профиле». А отрицательная реакция контрольной пробы «Б» Емельянова не только оправдывает его самого, но и ставит под сомнение положительные пробы пяти его коллег, возрождает разговоры о специальной «охоте» на российских ходоков и в очередной раз доказывает несовершенство и манипулятивность системы антидопингового контроля в мире.

Источник: Агенство спортивной информации «Весь спорт»


Допинг, Антидопинг