Не буду ходить вокруг да около: впервые в истории на чемпионате мира не выступит ни одного российского ходока. Уже ни для кого не является секретом, почему в Пекине нет скороходов из Саранска. Многие из них, включая самых звездных, имеют серьезные проблемы с антидопинговыми службами. И во избежание скандалов на главном старте года, было принято решение оставить их дома. Соответствующие санкции за нарушения, конечно же, все равно будут приняты, но произойдет это хотя бы не глазах всего мира.
Единственный, кто должен был представить Россию – 33-летний Яргунькин. К Саранску он отношения никогда не имел, всю жизнь тренировался в Чувашии. Никаких задач перед ним не ставилось, но, хотя бы, претензий со стороны Российского и Всемирного антидопинговых агентств по отношению к нему не было. В нынешней ситуации это важнее.
Однако до Китая Яргунькин так и не добрался. По нашей информации, его высадили чуть ли не с борта улетавшего в Пекин самолета. РУСАДА – честь ему и хвала за четкую работу – тщательно протестировало всех легкоатлетов, вошедших в состав российской легкоатлетической сборной и, как минимум, одна проба дала положительный результат. Судя по всему, на печально известный эритропоэтин. Конечно же, это не официальная информация. Можно надеяться на то, что произошла какая-то ошибка, а Яргунькин не выйдет на субботний старт из-за какой-нибудь эфемерной болезни. Но, боюсь, даже самые отъявленные оптимисты в очередную сказку такого рода уже не поверят.
Знаете, что самое страшное в этой истории? Отнюдь не факт очередного допингового нарушения нашим спортсменом. Очевидно, что российская ходьба переживает крайне тяжелые времена. Другое дело, что вся она на протяжении долгих лет ассоциировалась исключительно с Мордовией. И если ту данность, что Саранск по уши погряз в нарушении антидопинговых правил принять, хоть и с большим трудом, можно, то верить в то, что правила фейр-плей нарушают практически все российские ходоки лично мне очень не хочется.
– К сожалению, такова реальность, – рассказал человек, работавший ранее тренером по спортивной ходьбе в одном из российских регионов. – У тех, кто работал чисто, энтузиазм быстро пропадал. Кто-то просто занялся другой деятельностью, кто-то уехал тренировать за границу, а кто-то начал играть по общим правилам. Моим принципам такие методы достижения успеха противоречат, поэтому продолжать вариться в этой каше я не смог. Это не так страшно, я без дела не остался. А вот за учеников обидно до слез. Они ходили чуть медленнее, чем лидеры тех лет. Но абсолютно чистыми. По своему уровню вполне могли бы участвовать в международных соревнованиях, представлять Россию на крупных стартах. А нам говорили – стране нужны медали…
Сложно представить, что испытывают честные спортсмены, которые были близки к выступлению за национальную сборную, но так и не получили своего шанса. А потом узнали о методах побеждавших их конкурентов. А может быть, они все понимали уже тогда. Это еще страшнее. Любопытно, как им посмотрит в глаза Виктор Чегин, который перекрывал кислород всем талантливым ходокам из других регионов. Или, в лучшем случае, переманивал их себе. Хотя, наверное, правильнее будет сказать – в худшем случае.
Кстати, разговоры о возможном переезде Чегина в Китай – полная ерунда. Во-первых, любая страна, со спортсменами которой вдруг начнет работать этот специалист, окажется под таким подозрением WADA, что мало не покажется. Пусть он пока официально и не дисквалифицирован. Во-вторых, у китайцев и без него все хорошо. Если не верите, посмотрите протоколы сегодняшней женской ходьбы. Кстати, Поднебесная в начале 90-х была примерно в такой же непростой ситуации. Помните многочисленные рекорды, установленные в тот период представителями этой страны, некоторые из которых не побиты до сих пор? Руководство Китая пошло на предельно жесткие шаги: пожизненное отстранение тренера от работы за одно-единственное антидопинговое нарушение любого из учеников. Желающих рискнуть оказалось, мягко говоря, немного.
Единственного ходока сборной России, которому доверили выступать на чемпионате мира в Пекине, обвиняют в применении запрещенных препаратов. Александр Яргунькин заявил «СЭ», что допинг не принимал:
– Я даже не знаю, как эту новость прокомментировать. Для меня эта новость была шоком. Мне позвонили и сказали, что нашли ЭПО.»
– Но вы эритропоэтин не принимали?
– Конечно, нет! Я ведь один должен был поехать, меня итак все время проверяли. Зачем мне придумывать что-то, тем более такие вещи... Сколько лет я тренируюсь, никогда проблем не было. Поэтому я даже не знаю, что еще сказать.»
Александр Яргунькин
Источник: Спорт-Экспресс