Кажется, это была самая странная отмазка в истории легкой атлетики. Когда тренера Тревора Грэма попросили объяснить, откуда в организме его спортсмена Джастина Гэтлина взялось неестественное количество тестостерона, Грэм обвинил во всем массажиста. Якобы тот был обижен на Гэтлина и прямо перед допинг-тестом втер что-то не то в тело спортсмена вместе с массажным кремом.
Похоже, Грэм и Гэтлин готовы были свалить вину на кого угодно – им было, что терять. Американец тогда был действующим олимпийским чемпионом и обладетелем мирового рекорда (который делил с ямайским спринтером Асафой Пауэллом) на стометровке. Он сохранил олимпийские медали (пробу взяли уже после Афин-2004), но рекорд у него забрали – вместе c репутацией самого быстрого человека на планете.
Это было уже второе нарушение Гэтлина. Впервые он провалил тест на запрещенные вещества в 2001 году, когда в его организме нашли следы амфетамина. Спортсмен получил двухлетнюю дисквалификацию, но тут же подал апелляцию на том основании, что причиной провального теста стало лекарство, которое он принимал с детства, когда ему поставили диагноз «синдром дефицита внимания». Аппелляция оказалась успешной, дисквалификацию сократили.
Но не аннулировали. Это означало, что вторая дисквалификация может стать для Гэтлина пожизненной. Чтобы не потерять все, спортсмену пришлось активно сотрудничать с антидопинговыми службами. Он отделался восьмилетним баном, который впоследствии сократили до четырех лет.
Гэтлин рассказывает, что во время дисквалификации он чувствовал, что потерял смысл жизни. «Вскрыть вены? Наглотаться таблеток? Не собирался. Но иногда я думал: кто-то вообще расстроится, если меня собьет машина?». Спортсмен говорит, что его самооценка достигла дна, у него даже появилось желание записаться в армию.
«Если бы меня убили в бою, по крайней мере, я бы умер за что-то», – говорит Гэтлин.
В этом году американскому спринтеру исполнилось 34, он в отличном настроении и в прекрасной форме. Именно Гэтлина называют главным конкурентом Усэйна Болта в Рио.
Когда Гэтлин брал золото в Афинах, Болт только начал профессиональную карьеру. Когда Болт рвал всех в Пекине, Гэтлин отбывал дисквалификацию. В 2012-м Болт и Гэтлин бежали в Лондоне финал стометровки: сначала Джастин вырвался в лидеры, но в итоге Усэйн не оставил сопернику шансов.
Гэтлину уже было за 30, когда он снова заявил о себе как о серьезном конкуренте Болта. В 2013-м американец обогнал Болта на коммерческом старте в Риме. В 2014-м он показал лучшие результаты сезона на 100 и 200 метрах. В 2015-м 33-летний Гэтлин пробежал стометровку с лучшим временем в карьере – 9.74. Новая встреча Болта и Гэтлина на стометровке стала главным зрелищем чемпионата мира в Пекине. Телекомментаторы сравнивали тот забег с боксерским матчем за звание чемпиона в тяжелом весе.
В полуфинале Джастин пробежал с результатом 9.77. У Болта было 9.96.
В финале были Гэтлин, Болт – и все остальные. На финише конкурентов разделили четыре дюйма и одна десятая секунды.
Фотофиниш показал, что победил Болт – есть мнение, из-за того, что американский соперник слишком активно махал руками в конце забега.
Гэтлин уверен: в Рио он отыграет у Усэйна Болта эти четыре дюйма.
Отбыв дисквалификацию в 2011 году, Гэтлин вернулся в ужасной форме c 16 килограммами лишнего веса. Новая диета и новая программа тренировок помогли ему уйти с 95 кг до 79 кг. Доля жира в его теле снизилась с 25% до 6%. Тренер Деннис Митчелл, который помог Гэтлину привести тело в порядок, также поработал над его техникой. По мнению Митчелла (однажды тоже дисквалифицированного за допинг), Гэтлин тратил слишком много энергии на каждый шаг, сила толчка превалировала над частотой – а нужно было наоборот.
Еще один важный компонент в подготовке Гэтлина – технологии. Решение работать над его техникой Митчелл принял совместно с Ральфом Манном, серебряным призером мюнхенской Олимпиады-72. Манн – биомеханик, грубо говоря, его работа заключается в том, что на основе данных, собранных им с выступлений лучших бегунов мира, он создал компьютерную программу. Эта программа определяет как лучше бежать человеку с такими-то параметрами тела (возраст, рост, вес, длина рук, ног и т.д.). Самое важное, по мнению Манна, – найти баланс между количеством и шириной каждого шага бегуна. Это его программа тоже вычисляет.
Гэтлин говорит, что полностью доверяет своей команде.
В Рио американский спринтер едет с лучшим результатом сезона – 9.80. У Болта – 9.88. После двух дисквалификаций за допинг любая победа Гэтлина вызовет вопросы – в том числе из-за недавно опубликованных исследований университета Осло, согласно которым инъекции тестостерона помогают восстанавливать мышечную массу даже спустя 10 лет после приема. Правда, исследование проводилось на мышах.
Когда Гэтлина спрашивают об этом исследовании, он бесится: «Я думаю, это бред. Это было в 2006 году. Я не понимаю, как вы можете сравнивать лабораторную мышь и живого человека».
Из-за двух проваленных допинг-тестов успехи Гэтлина в пенсионном для спринтера возрасте многих раздражают – спортсменов, журналистов, даже главу IAAF Себастьяна Коу. «Этот спорт по множеству причин нуждается в победе Усэйна Болта», – сказал Коу перед чемпионатом мира-2015. Он добавил, что его тошнит от спортсменов, которые отбыли дисквалификации за серьезные нарушения, после чего возвращаются и становятся чемпионами.
«Если Гэтлин победит, обман будет награжден деньгами и медалями. Тяжелый период в истории этого спорта, опороченного случаями применения стероидов, станет еще тяжелее», – ругался накануне того же чемпионата обозреватель Sports Illustrated.
«Сейчас Гэтлин продолжает прибавлять, хотя ему скоро 34, – писал в прошлом сезоне южноафриканский ученый Росс Такер. – Это совершенно не «нормально», об этом спорили бы даже если б не было этих его историй с допингом».
Гэтлин, кстати, все еще не признает, что был в чем-то виноват.
В любом случае, как бы вы ни относились к Гэтлину, его возвращение – один из самых ярких сюжетов Олимпиады в Рио.
Гэтлина однажды спросили, что мотивировало его вернуться на топ-уровень (и заново обрести смысл жизни). Он ответил, что когда он отбывал дисквалификацию, то поначалу забил на тренировки – пил, тусовался, лез в драки, даже в камере побывал. Но в какой-то момент Джастин понял: это просто не его жизнь.
«Я просыпался и каждый день был таким же, как предыдущий, – вспоминает спринтер. – Я устал от такой жизни. Я устал стыдиться самого себя. Вот почему я вернулся».
Источник: Sports.ru