Главное из сенсационного допинг-расследования The New York Times. Материал Sports.ru.
Что случилось?
Авторитетное американское издание The New York Times опубликовало сенсационное сенсационное расследование – о применении допинга российскими спортсменами во время Олимпиады-2014 в Сочи.
Об этом говорится публично. И об этом говорится впервые.
Текст основан на сведениях, которые предоставил бывший глава антидопинговой лаборатории Москвы Григорий Родченков. И эти сведения взрывают российский спорт.
По словам Родченкова, в «допинговую программу» перед Сочи было включено несколько десятков спортсменов –15 из них взяли на Играх медали.
Указываются фамилии лыжника Александра Легкова (золото и серебро), бобслеиста Александра Зубкова (два золота) и скелетониста Александра Третьякова (золото).
Также допинг использовала женская сборная по хоккею, которая в Сочи осталась без медалей.
Кто такой Григорий Родченков?
Мастер спорта по легкой атлетике, доктор химических наук, экс-глава ФГУП «Российский антидопинговый центр» (московская лаборатория). Рулил лабораторией почти 10 лет – с 2006 года (до этого – полгода в статусе и.о).
После Сочи-2014 был награжден Орденом Дружбы от президента России Владимира Путина.
Григорий Родченков (справа) в компании министра спорта Виталия Мутко (слева), зампредседателя правительства Дмитрия Козака (в центре) и замминистра спорта Юрия Нагорных (на заднем плане)
В ноябре после большого скандала с легкой атлетикой подал в отставку (отдал приказ уничтожить 1417 допинг-проб российских атлетов), был исключен из состава медкомиссии Международной федерации лыжных видов, дал откровенное интервью про «трех дураков», а затем уехал в США.
Сам Родченков впоследствии сообщил, что его вынудили уйти в отставку и, опасаясь за собственную безопасность, он покинул страну. Помог ему эмигрировать американский режиссер и продюсер Брайан Фогель.
Зимой Родченков, поговаривают, был взят на работу в лабораторию Лос-Анджелеса. В каком статусе – непонятно.
***
Интересная деталь, только вдумайтесь: 3 года назад родная сестра Родченкова Марина (бывшая легкоатлетка, чемпионка мира в шоссейном беге) была осуждена на 1,5 года за попытку незаконной продажи анаболических стероидов (тестостерона, оксандролона и метандиенона).
Чуть позже реальное наказание по статье «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта» заменили на условное, но факт нарушения закона был доказан – сестра одного из главных на тот момент специалистов по борьбе с запрещенными препаратами в России занималась распространением допинга.
В чем суть?
Ссылаясь на Родченкова, NY Times сообщает, что к Играм была разработана смесь анаболических стероидов(метенолон, тренболон и оксандрлон), которые употреблялись спортсменами вместе с алкоголем.
Называются даже конкретные напитки: для мужчин это виски Чивас, для женщин – Мартини Вермут. Спиртные напитки работали в качестве абсорбента – чтобы допинг всасывался в кровь быстрее, а окно обнаружения уменьшалось.
По оценкам Родченкова, также было заменено не менее сотни «паленых» анализов – образцы мочи в Сочи заменяли на чистые, сданные ранее.
Уточнение как из детективов: ночью, под освещение одной лампочки, через небольшую дырку в стене лаборатории.
«Люди сходили с ума, отмечая победы, а мы в это время меняли мочу. Мы были опытны и подготовлены, как никогда ранее. Все работало как швейцарские часы», – вспоминал Родченков.
Он также предоставил изданию список спортсменов, включенных в допинговую программу. По словам Родченкова, за полгода до начала Игр в Сочи он начал еженедельно встречаться с замминистром спорта России Юрием Нагорных по вопросам «допинговой программы».
Министр спорта России Виталий Мутко уже назвал публикацию «частью атаки на российский спорт».
Впрочем, не все так думают после участившихся допинг-скандалов.
Легкоатлет Сергей Литвинов-младший выразил мнение едва ли не здравого большинства:
Главные цитаты текста NY Times
<...> Родченков рассказал, что Министерство спорта активно направляло допинговую работу. В течение 6 месяцев до начала Игр он не реже раза в неделю встречался с заместителем министра Юрием Нагорных на втором этаже офиса штаб-квартиры в Москве <...>.
***
<...> Признаваясь в большем, чем следователи WADA его обвиняли, Родченков сообщил, что были уничтожены не сотни, а несколько тысяч образцов мочи в отчаянной попытке скрыть размах применения допинга в стране<...>.
***
<...> По словам Родченкова, после нескольких лет проб и ошибок он разработал коктейль из трех анаболических стероидов – метенолона, тренболона и оксандрлона, который многие ведущие российские атлеты использовали при подготовке к Олимпийским играм в Лондоне и во время Игр в Сочи. Препарат помогал атлетам быстро восстанавливаться в режиме изнурительных тренировок, позволяя им соревноваться на пике формы на протяжении нескольких дней подряд. Чтобы ускорить усвоение стероидов и сократить окно их обнаружения, он растворял препараты в алкоголе – виски Chivas для мужчин и мартини для женщин.
Формула Родченкова была в точности такова: один миллиграмм смеси стероидов смешивался с одним миллилитром алкоголя. Спортсмены были проинструктированы, что нужно подержать жидкость во рту под языком для лучшего усвоения препаратов <...>.
***
<...> Как именно это было проделано, все еще остается загадкой. Родченков утверждает, что в какой-то момент, за несколько недель до начала Игр, человек, по его мнению являвшийся агентом ФСБ, представил ему предварительно запечатанный контейнер с уникальным номером на колпачке, который был незаметно вскрыт.
– Когда я впервые увидел, что контейнер вскрыт, то не поверил своим глазам, – сказал Родченков. – Я действительно считал это невозможным <...>.
***
<...> Родченков рассказал, что каждую ночь представитель Минспорта посылал ему список спортсменов, чьи образцы нужно подменить. Чтобы определить принадлежность анонимных проб, снабженных семизначными кодами, спортсмены делали фото своих протоколов допинг-контроля, включая код, и отсылали их в министерство, раскрывая запрещенную информацию о том, кому принадлежала проба мочи.
После получения сигнала, что «моча готова», Родченков менял лабораторный халат на свитер сборной России и покидал свой офис на четвертом этаже, как правило, после полуночи. Он проверял, свободен ли путь, и направлялся в комнату №124 на территории официального хранилища, которую он и его команда превратили в теневую лабораторию. Там, по его словам, в комнате с одним задрапированным черной тканью окном, производилась подмена.
Его коллега, находящийся в соседней комнате для сбора образцов, находил нужные контейнеры и передавал их через круглое отверстие, проделанное в стене близко к полу. По словам Родченкова, в дневное время отверстие было скрыто небольшим деревянным шкафом <...>.
Что говорят в России?
Александр Легков, олимпийский чемпион:
– Я спокоен за себя на 300 миллионов процентов. Позвоните моим тренерам и спросите, как мы тренировались в тот год. Где там Родченков сидит, в Майами, Лос-Анджелесе? Очень легко что-то нести, когда ты далеко. За меня не переживайте, у меня все хорошо (СЭ).
Виталий Мутко, министр спорта:
– Фамилии спортсменов? Я верю этим ребятам, это выдающиеся спортсмены, обвинения абсурдны. Коктейли? Глупость. Они входят в международный пул тестирования. Они были под контролем до, во время и после Олимпиады. Это лидеры! Это не те, что пришли и ушли. Обвинения в их адрес абсолютно беспочвенны.
Все так озабочены чистотой нашего спорта во многих странах мира. На себя посмотрите. Прямо поблагодарить хочется центральные каналы, ведущие газеты, просто недоумение (ТАСС).
Елена Вяльбе, президент Федерации лыжных гонок России:
– Я ничего не читала, ничего не знаю, но мы ничем таким не занимались. Никакого допинга. Видимо, кому-то там скучно (Р-Спорт).
Дмитрий Свищев, глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи:
– Если Родченков готовил все эти смеси, то его надо привлечь к ответственности. Я очень жалею, что у нас законодательство до сегодняшнего момента не предусматривало уголовной ответственности за склонение к допингу. Если он этим занимался, то его надо посадить в тюрьму (Р-Спорт).
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Михаил Сербин
Источник: Sports.ru