В спорах о допинге часто говорят о повсеместном, стопроцентном применении допинга всеми спортсменами. Логика такова: если допинг применяют все спортсмены, то они соревнуются в равных условиях. С этими рассуждениями в шоу Опры Уинфри выступал Лэнс Армстронг. Он сказал тогда, что все гонщики во время его карьеры использовали допинг, следовательно, условия были одинаковыми. В настоящей статье данные рассуждения подвергаются сомнению - на примере велоспорта будет показано, как эритропоэтин (EPO) изменил результаты в циклических видах и остались ли чистые спортсмены. Материал портала Sports.ru.
В логике Армстронга несколько очевидных изъянов. Во-первых, гонщики использовали допинг по-разному, в разных количествах, разные вещества (даже в одной команде), а значит и влияние на результаты отличалось. Во-вторых, многие гонщики отказывались от использования допинга.
Остановимся на втором моменте, для тех, кому интересно почитать о первом, рекомендую эту ссылку.
***
В конце 80-х годов в пелотоне появился эритропоэтин, дата варьируется между 1988 и 1989 годом (существует единичное упоминание 1984 года). В этот период в велоспорте было несколько загадочных смертей (до 20 человек), которые связывают именно c EPO. Появление EPO изменило велоспорт.
Пара примеров, чтобы лучше представить картину. На «Тур де Франс» в 1985, 1990 и 1995 годах на предпоследнем этапе гонщики проезжали практически идентичные индивидуальные разделки вокруг озера Вассивьер (45,7 км, 45,5 км и 46,5 км). Победители гонок: Грег Лемонд, Эрик Брюйкинк и Мигель Индурайн. Время победителей: 1.02,51 - 1.02,40 - 57,34.
Как мы видим, разница между 1985 и 1990 годом минимальная, а в 1995 году средняя скорость Индурайна была на 4 км/час выше. Прогресс в результатах топ-10 гонщиков между 1990-м и 1995-м - 7,62 процента.
Второй показатель - увеличение скорости во время горовосхождений. На графике показано, как менялась мощность победителей «Тура» на ключевых горных этапах. Грег Лемонд считался очень одаренным гонщиком, с высоким VO2Max (максимальный уровень потребления кислорода), но у него не было бы шансов в горах против гонщиков из середины 90-х, хотя VO2Max Лемонда и Армстронга составлял 92,5 и 84.
***
Руководство голландской команды PDM в 1988 году потребовало от Грега Лемонда, трехкратного победителя «Тур де Франс» (1986, 1989 и 1990), чтобы он начал использовать тестостерон в связи со спадом в результатах. Это требование стало одной из причин его расставания с командой. Его карьера погасла из-за болезни и стремительно выросших скоростей («Тур-91» - 7-е место, «Тур-92» и «Тур-94» - не финишировал).
В 2001 году Лемонд был одним из первых, кто заявил о своем недоверии к результатам Лэнса Армстронга: «Я был опустошен, когда услышал о том, что Армстронг работает с доктором Микеле Феррари. Из-за сотрудничества Армстронга и Феррари я не хочу комментировать этот «Тур». Я разочарован в Лэнсе».
Армстронг позвонил Лемонду и сказал, что найдет десять человек, которые расскажут, что Грег использовал эритропоэтин. В 2010 году всплыла история о том, что Армстронг предлагал 300 тысяч долларов бывшим партнерам Лемонда за информацию об использовании им эритропоэтина.
***
В начале 90-х годов допинг вышел на новый уровень, в то же время многие гонщики отказывались от его использования, они отказываются подписывать контракты с командами, где от них требуют применять допинг, они говорят об этом в прессе, и поэтому становятся изгоями в пелотоне, и их карьера идет на спад.
Шотландец Грэм Обри, дважды ставивший мировой рекорд в часовой гонке, вспоминал: «Я до сих чувствую, что у меня украли часть моей карьеры. Перед прологом «Тура» в 1995 году моя команда однозначно заявила, что я должен использовать допинг. Я ответил нет, ни в коем случае, и мой контракт разорвали.
Эти люди искренне думали, что я вел себя непрофессионально, когда отказывался от допинга. Из-за этого они считали меня любителем. После того, как я рассказал о допинге в интервью, мне стало сложно продолжать карьеру, так как другие гонщики были настроены враждебно ко мне».
Одним из первых критиков допинга был француз Жиль Дельон. В 1990-м он стал первым в молодежном зачете «Тура» и 15-м в генеральной классификации. Следующие выступления - 21-е и 58-е места в 91-м и 92-м. Он отказывался от любых медикаментов, поэтому для того, чтобы его организм получил необходимое количество железа, он ел яблоки, в которых перед этим оставлял ржавые гвозди.
«Мне нравится чистота спорта, без которой в нем нет ни красоты, ни героизма. Профессиональные гонщики должны быть безупречны. Это неправда, что результат оправдывает средства", - говорил Дельон в 1997 году.
Теперь посмотрим, что сказал в интервью L’Equipe в том же 1997 году Хайн Вербрюгген, бывший президент Международного союза велосипедистов (UCI).
«Меня нисколько не впечатлили признания Дельона и Обри, которые ушли из спорта, потому что больше не смогли быть конкурентными в пелотоне. Я считаю это трусостью, у меня нет других слов».
***
Бельгиец Эдвиг Ван Хойдонк дважды выигрывал классическую гонку «Тур Фландрии» (1989 и 1991) еще до того, как ему исполнилось 25 лет. В период 1992-1994 его результаты становились все хуже, после чего он завершил карьеру.
«У меня было чувство: «Что же такое происходит?» Я находился в возрасте, когда лучшие годы должны быть впереди. Если тебе 26 лет и твой расцвет остался позади, то это не логично.
Я до сих пор не могу это принять. Когда я говорю о допинге, то становлюсь раздраженным. Мне хватает денег, но я не могу смириться с мыслью о том, что у меня украли мои успехи».
Среди гонщиков, которые отказались использовать допинг, также называют Колина Стерджесса (Великобритания, чемпион мира на треке), Шарли Мотте (Франция, 4-е место на «Туре» в 1991 году, три победы на этапах) и других...
***
Можно предположить, что к концу 90-х чистых гонщиков в пелотоне действительно стало намного меньше. В связи с этим, конечно, нельзя не вспомнить Кристофа Бассона, который в 1999 году выиграл один из этапов «Критериума Дофине» и имел репутацию талантливого гонщика, отказавшегося от допинга. В том же году на «Тур де Франс» между ним и Лэнсом Армстронгом произошел знаменитый конфликт - из-за колонки Бассона о допинге (эта история - здесь).
Филипп Гомон, гонщик Cofidis, во время полицейского расследования утверждал, что в команде было два гонщика, не применявших допинг: Давид Монкутье и эстонец Янек Томбак. Если о втором мало информации, то Монкутье более известен, и его случай очень интересный. Он также был перспективным спортсменом (7-е место в молодежном зачете на «Туре») и считался надеждой французского велоспорта.
Монкутье отказывался даже от витаминов, в команде его считали чудаком. В своей книге Гомон рассказывал о том, что его оскорбляли из-за отказа от допинга. Большинство своих побед он одерживал из отрывов, лучший результат в генеральной классификации на «Туре» - 13-е место (2002)... Но у него есть несколько слишком высоких результатов, которые ставят его историю под сомнение.
На «Тур де Франс» в 2006 году молодой Брэдли Уиггинс занял 124-е место, проиграв победителю Флойду Лэндису почти три с половиной часа. Затем он узнал о том, что Лэндис сдал положительный тест.
«Мне стало тошно в прямом смысле, когда я услышал новость», - писал Уиггинс в автобиографии. «Моя первая реакция была чисто эгоистической. Ты подонок, Лэндис. Ты полностью разрушил мое маленькое достижение - выступление на «Туре» и участие в истории велоспорта. Ты, и такие парни, как ты, насрали на мой спорт и мои мечты.
Почему вы продолжаете обманывать? Сколько еще таких же, как ты? Вы сволочи, кучка обманщиков и мерзавцев. Я надеюсь, что однажды вас всех переловят и дадут пожизненную дисквалификацию. Вы можете идти своим путем, а я буду идти своим. Вы никогда не измените меня. По крайней мере, я могу смотреть на себя в зеркало».
***
В «нулевых» репутация чистых гонщиков была у французов Санди Касара, Пьеррика Федриго, Томаса Фоклера (французы в то время завели свой аналог биопаспорта), итальянца Марко Пинотти, можно найти и другие имена. К сожалению, эти случаи требуют анализа, так как нельзя исключать обратного.
При этом по понятным причинам мало известно о гонщиках второго-третьего эшелона, занимавших места далеко от призовых (как Уиггинс в 2006-м), и которые не соглашались с положением вещей, но молчали, так как их голос не имел большого веса, а угроза продолжения карьеры была высокой. Однако вышеприведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в ошибочности логики «равных условий».
Источник: Sports.ru