Nyc marathon4
Беговой бум в США: как все начиналось
12.04.2016

Может сложиться впечатление, что беговое любительское движение в США всегда было массовым и организованным. Однако, это не так. Изначально бег для большинства американцев был не более чем школьным увлечением. Беговой интерес среди общественности начал проявляться вначале 70-х, а точнее после успешной мюнхенской Олимпиады 1972 года, когда американские легкоатлеты стали триумфаторами в командном зачете, выиграв 22 медали. На тех Играх выступали любимцы американской публики – харизматичный, перспективный, но оставшийся без олимпийской награды - Стив Префонтейн (Steve Prefontaine), а также ставший олимпийским чемпионом в марафоне – Фрэнк Шортер (Frank Shorter).

Эти спортсмены целенаправленно привлекали внимание общественности к проблемам бега. К примеру, Префонтейн, испытывавший финансовые трудности, неоднократно поднимал вопросы о необходимости пересмотра условий, которые вынуждают любителей выбирать между достойной жизнью и спортивной карьерой. Впоследствии его конфликт с любительским легкоатлетическим союзом США повлиял на смягчение строгих правил.

Префонтейн был тем спортсменом, который своим примером показывал, что нужно не бояться выходить из тени и делать все, чтобы побеждать, даже когда совсем мало шансов. Он делился своей энергетикой и вдохновлял своих поклонников на смелые поступки.

  • «Не позволяйте усталости сделать вас трусом».

  • «Я хочу давать людям возможность смотреть на захватывающее представление, ведь гонка является произведением искусства».

  • «Делать что-то ниже своих максимальных возможностей – значит растратить свой дар впустую».

Это лишь малая часть высказываний Префонтейна, ставшего американским героем.

Фрэнк Шортер также на своем примере великого марафонца не только дал повод гордиться своей страной, став неоднократным победителем и призером в марафонах (1971—1976 годах), но и сыграл большую роль в популяризации бега. Он воодушевлял американцев и хотел, чтобы их образ жизни изменился, показывая какие преимущества и возможности дает бег.

  • «Для начинающих бегунов я бы посоветовал, по крайней мере, 2 месяца на регулярной основе выполнять легкие пробежки, прежде чем вы решите, станет ли бег стилем вашей жизни. Последовательность – это самая важная составляющая в тренировках».

  • «Когда ваш организм будет готов к скоростной нагрузке, вы станете наслаждаться бегом все больше и больше и не сможете представить свою жизнь без него».

Именно усилия этих двух спортсменов дали толчок в развитии бегового бума в Америке. Однако стоит также отметить еще одного спортсмена-любителя, который в1969 году впервые пробежался по Нью-Йорку и вдохновил миллионы других сделать то же самое - Фреда Лебоу (Fred Lebow) – создателя Нью-Йоркского марафона. (прим.: рекомендуем к прочтению интересную статью про Лебоу).

Первый Нью-Йоркский марафон в 1970-м году выдался весьма скромным – всего 127 бегунов, каждый из которых заплатил стартовый взнос размером 1 доллар. Трасса была проложена в Центральном парке, а финишную ленточку пересекли 55 участников. До его появления проводилось много стартов, но количество участников в них, а также болельщиков было минимально и ограничивалось, по сути, самими бегунами. Нью-Йоркский марафон кардинально изменил эту картину. В 1975-м году, не без труда, но была изменена трасса марафона, и с тех пор проходит через все пять районов города. Более 2-х тысяч человек вышли проверить свои силы и первым чемпионом на новой трассе стал Франк Шортер. Тысячи людей поддерживали бегунов. Изменив трассу марафона, Лебоу как бы соединил воедино огромный город и привлек внимание всего мира к марафону.

На последнем Нью-Йоркском марафоне, проходившем в ноябре 2015 года, на старт вышли 50 235 человек. Финишную черту пересекли 49 595. 

К середине 70-х годов, беговой бум стал набирать обороты, к бегу стали относиться как к ключевому элементу здорового образа жизни, а в некоторые годы — чуть ли не как к панацее от всех болезней. Беговые кроссовки продавались в магазинах спорттоваров и промтоваров. Магазинов, специализировавшихся на продаже товаров для бегунов, в те времена не существовало. В 1977 году два выдающихся марафонца Америки – Фрэнк Шортер и Бил Роджерс (Bill Rodgers - победитель многих известных марафонов в 1975 – 1980 годов) - независимо друг от друга открыли два первых специализированных беговых магазина. Вскоре подобные торговые заведения начали появляться в разных местах. Все действовали примерно по одной и той же схеме, а именно: они привлекали элитных бегунов для продажи беговой обуви и продвижения тренировочных программ среди постоянно растущей армии бегунов-любителей, ориентированных на здоровый образ жизни.

Число участников разнообразных пробегов увеличивалось, а вместе с тем росли и продажи беговой обуви. Мультимиллиардное соревнование технологий, делавших ставку на упругость, комфорт и амортизацию, поставило компании, специализировавшихся на беговой обуви, перед выбором: «выиграй или умри». Технологические, дизайнерские прорывы каждой из компаний, помноженные на мощные маркетинговые усилия, привели к экспоненциальному росту популярности бега. Неожиданно оказалось, что в США проводятся уже тысячи состязаний. В 1979 году 10 миллионов американцев уже купили по паре беговой обуви.

Став массовым видом спорта, бег проник во все сферы человеческой жизни. Если раньше на человека, бегущего в шортах и кроссовках, смотрели чуть ли не как на сумасшедшего, то теперь кроссовки стали модной повседневной обувью. Компании, их выпускающие, за короткий срок превратились в гигантов. В крупных городах толпы людей выходили на забеги на 5, 10 километров, участвовали в марафонах. Казалось, еще чуть-чуть, и бег превратится в национальную религию. Он стал стилем жизни многих людей всех возрастов.

Марина Клочкова

марафон