Shoe lab
Генетика наших тренировок
24.05.2016

Представляем Вашему вниманию перевод статьи американского физиолога Алекса Хатчинсона (Alex Hutchinson), опубликованную в журнале Runnersworld. 

Несколько недель назад я со своими товарищами активно обсуждали одну из последних статей, посвященных генетике тренировок. Исследование было опубликовано в международном журнале Биология Спорта и проводилось при помощи и содействии генетической лаборатории DNAFit. Результаты оказались интересными и немного шокирующими.

Перед тем, как переходить к деталям, я скажу то, с чем, вероятно, никто из вас спорить не будет: то, как мы реагируем на нагрузку предопределено нашей генетикой. Впервые этот вопрос был поднят несколько десятилетий назад Клодом Буше (Claude Bouchard), который впервые предположил, что на одну и ту же нагрузку (например бег 20 минут на 80% от своего МПК) реагируют совершенно по разному. Спустя много лет стало очевидно, что если вы не реагируете на один тип тренировок (определенную методику), вы можете хорошо добавить от другого типа нагрузок. Отличный вывод сделал Дэвид Эпштейн в своей книге «Спортивные гены»:

Я уверен, что нам нужно уделять больше внимания тем тренировкам, от которых мы видим реальный прирост работоспособности. Этот вывод сильно повлиял лично на меня. Бегать я начал в средней школе, будучи еще в юношеском возрасте. В первый год по юниорам я планировал выступать по юниорам, и пытался наверстать упущенное время (бегать я начал слишком поздно), набегивая сотни и сотни миль. Мой объем составил 80 миль (130 километров) в неделю, это больше, чем у 99%остальных школьников, но результаты сильно упали. Объем полностью убил мою скорость. Но все вернулось на свои места, когда я начал выполнять короткие скоростные тренировки, улучшились даже мои результаты на длинных дистанциях. А когда в колледже я готовился на 200м и 400м, я смог улучшить личный рекорд на милю. Даже результаты в кроссе и те выросли.

Следующим наши шагом должен быть: «Окей, если мои гены определяют какой вид нагрузки и тип тренировок мне подходят, то следует протестировать меня и найти ту нагрузку, которая мне подойдет». Сейчас во всем мире 39 крупных компаний, которые предлагают нам протестировать свои гены, но по мнению авторов журнала Спортивной Медицины это будет бесполезным занятием. Это связано с тем, что слишком много генов влияют на нашу реакцию на тренировки, и определение 15 или 30 из них мало что нам скажет. 

Одной из этих компаний является DNAFit, которая провела собственное исследование. Они тестировали 127 юных атлетов (67 из них смогли закончить тестирование). Оно продолжалось восемь недель и заключалось в одной или двух силовых тренировках в неделю. Я писал об этом на страницах Globe and Mail:

Обе экспериментальные группы делали одинаковое количество тренировок, с той лишь разницей, что одна группа делала 10 подходов по 2 повторения с большим весом (работа на силу), а вторая выполняла три подхода по 10-20 повторений (силовая выносливость). Перед тем, как приступить к программе каждый из испытуемых был протестирован. У него вычислялись вариации 15 генов, связанных с различными качествами: скоростью или выносливостью. Ученые на основании результатов анализа разбили всех атлетов по двум группам (предрасположенные к скорости или к выносливости), но не смешивали эти группы. О результатах анализов не знали ни атлеты, ни человек, курирующий их тренировки. На группы они тоже были разбиты произвольно, не отталкиваясь от результатов анализов. 

Примерно половина «силовых атлетов» выполняла силовые тренировки, остальная часть - тренировки на силовую выносливость, аналогично и с «выносливыми атлетами». После восьми недель тренировок те атлеты, для кого вид тренировок сочетался с его генами, результаты в среднем выросли на 6-7%, а для тех, кто занимался тем видом нагрузки, которая ему не подходила (согласно генетическим данным), улучшили в среднем на 2-3%.

Шикарный результат, но я переговорил с десятком ученых, они скептически относятся к методологии проведения этого исследования. Например, большое число выбывших во время эксперимента. Другим фактом является тот, что в этом тесте все атлеты были представлены в виде процентной шкалы из 100 делений, где число 0 означало чистая выносливость, а 100 - чистая вила, то есть предрасположенность к этим видам нагрузки. И как должны реагировать на нагрузку атлеты, у кого по силовой шкале 49 или 51? К чему они больше предрасположены? В ответ на просьбу прислать полные результаты авторы этого исследования сослались на коммерческую тайну.

Да и в конце концов, все настолько хорошо и правильно описано в этом исследовании, что просто не может быть правдой. Добавило нотку скептицизма общение с британским спринтером Крейгом Пикерингом, который выступал за Великобританию на Олимпийских играх 2008 года в эстафете 4х100м, при этом его личный рекорд был равен 10.14. После генетического тестирования он получил результаты, в которых сообщалось, что он на 65% стайер и 35% спринтер. 

Однако стоит заметить, что генетика того, как мы реагируем на определенные виды нагрузки и генетика того, как мы выступаем в определенных видах легкой атлетики не одно и то же. Крейг Пикеринг согласно исследования просто может хорошо реагировать на упражнения с большим количеством повторений, меньшим весом и небольшим отдыхом. И эта тренировка будет способствовать росту результатов в спринте. Но можно предположить, что большие веса и малое количество повторений не будут для него столь же эффективными.

И наконец, я хочу ответить на вопрос: могут ли генетические исследования сказать, какой тип нагрузки для вас идеален? Я отношусь к этому скептически. Но учитывая то, что наука генетика развивается семимильными шагами, в ближайшее время это будет вполне возможно.

Источник: Runnersworld

Евгений Пищалов

Генетика, Runnersworld